Юбилей, Ивану Никитовичу Кожедубу – 90
OneKorea.RU – Сегодня легендарному летчику, трижды Герою Советского Союза, маршалу авиации Ивану Кожедубу исполнилось бы девяносто лет. Его заслуги в Великую Отечественную неоценимы: шестьдесят четыре сбитых самолета, и при этом – ни одного ранения. Малоизученным фактом его биографии является участие в Корейской войне. И пусть личного участия в боях он не принимал, рассказать об этом стоит.
Секретная миссия Кожедуба в Корее
Полковник Иван Никитович Кожедуб (псевдоним Крылов) принимал участие в Корейской войне, будучи командиром 324 истребительной авиационной дивизии 64 истребительного авиационного корпуса ПВО СССР. Со 2 апреля 1951 года по 5 января 1952 года летчиками 324 ИАД (в составе 176 ГИАП и 196 ГИАП), было совершено 6269 боевых самолёто-вылетов, но т.к. лётчики дивизии совершали боевые вылеты, почти до конца января месяца, то их число было больше, где-то в районе 6500. Сбито лётчиками дивизии было 216 (по другим данным 258) самолётов противника, свои потери составили 27 самолётов и 9 лётчиков. В составе 324-й ИАД, шести лётчикам дивизии было присвоено высокое звание Героя Советского Союза, это: Шебанов Ф.А., Пепеляев Е.Г.(командир 196 ГИАП), Гесь Г.И., Крамаренко С.М., Субботин С.П. и Образцов Б.А. (посмертно).
Сам Кожедуб на боевые задания не летал – решением И.В.Сталина ему строго-настрого запрещалось принимать участие в боях с противником. Он осуществлял оперативное руководство воздушными боями с командного пункта дивизии. Однако, по воспоминаниям авиатехника из состава 196-го ИАП, Пятова Ивана Анисимовича, которому довелось служить техником в звене управления 324-й ИАД на аэродроме Аньдун и обслуживать самолёт самого Кожедуба – командир дивизии всё же совершил один боевой вылет в небо Кореи, причём вылет ночной. Комдива достал американский самолёт-разведчик, который почти каждую ночь прилетал в район Аньдуна и кружил над аэродромом. Кожедуб решил проучить этого американца и в одну из ночей вылетел на МиГ-15 ночью на его перехват. Учитывая слабые возможности наших средств ПВО ночью, а также отсутствия на борту МиГ-15 радиолокационного прицела, без которого ночью самолёт врага было, почти, невозможно обнаружить, Кожедубу не удалось перехватить и сбить этого разведчика. Средства РТС противника расположенные на его кораблях в Желтом море, засекли вылет с аэродрома Аньдун истребителя противника и предупредили об этом экипаж самолёта-разведчика, и тот благоразумно покинул район Аньдуня. После этого, самолёты-разведчики уже не решались ночью приближаться к Аньдуну. – Так что на счету Ивана Никитовича, есть один ночной, боевой вылет! Кроме этого, он регулярно летал на МиГ-15 для поддержания лётных навыков над Аньдунем, либо летал иногда на Як-11 в Мукден по делам.
Кроме этого свидетельства имеется ещё ряд не проверенных легенд о них рассказывает новый фильм.
Фильм-фантазия: Тайны Века. Две войны Ивана Кожедуба
Все рассказанные в фильме сенсации на совести авторов.
Категория: Ветераны, Видео, История, Китай, Корейская война, Новости, Россия, Северная Корея, США
Правильно написано. Не раз слышал от Пятова Ивана Анисимовича эту историю.
В газете «Красная звезда» от 5 мая 1990 года было опубликовано интервью И.Н. Кожедуба.
Вопрос «КЗ»: Есть ли у вас «американский счет»? В начале пятидесятых вы оказывали интернациональную помощь корейскому народу, отражавшему агрессию, вступали в бой с американскими пилотами…
Ответ Кожедуба: Было такое. Вылетел на МИГ-15 на встречу с противником, но в бой не вступал, запретили. Маршал Советского Союза Матвей Васильевич Захаров (начальник ГРУ ГШ СА – прим. onekorea) так распорядился: «Командир дивизии должен находиться на командном пункте, а не сражаться в небе». Наверное, он прав. А счет такой все же имеется – тут уж ему родитель «холодная война». Летчики дивизии, которой я командовал, сбили 258 самолетов. Немало.