сайт Единая Корея отмечает 15 лет со дня основания

Они были первыми

| 6 ноября 2010 | Комментариев нет

60 лет назад – 1 ноября 1950 года прибывшие в Китай советские авиационные части дали первый бой американским истребителям на Корейском полуострове. Так советские военнослужащие вступили в Корейскую войну 1950-1953 гг. 60-ти летие начала, которой отмечается в этом году. Направленные в Китай части в последствии были объединены в 64-й истребительный авиационный корпус ПВО СССР.

Во второй половине октября 1950 г. началась срочная переброска советских авиачастей в район Мукдена. В их числе были 17-я ИАД (28-й и 445-й ИАП), 144-я ИАД (383-й и 439-й ИАП), 328-я ИАД (57-й, 137-й ГИАП и 126-й ИАП) и 15-я ГИАД (180-й и 181-й ГИАП). Директивой Главкома ВВС от 17 октября предписывалось к 24 октября на базе 328-й и 144-й ИАД и 180-го ГИАП сформировать четыре ИАД на самолётах МиГ-9 — в составе двух полков каждая по 30 самолётов. Вновь сформированные четыре ИАД требовалось отправить в район Мукдена по железной дороге. К 31 октября следовало сформировать на базе 186-й ШАД 45-й ВА Забайкальского ВО штурмовую авиадивизию в составе двух штурмовых полков по 30 Ил-10 в каждом и ещё один отдельный штурмовой полк. К 10 ноября на базе  162-й БАД следовало сформировать и отправить в Мукден дивизию из двух полков (838-й и 970-й) – по 30 Ту-2.

Аналогичными директивами от 20 и 25 октября предписывалось на базе 151-й ГИАД к 3 ноября и на базе 303-й ИАД к 10 ноября сформировать по две дивизии двухполкового состава по 30 МиГ-15 с двигателями  РД-45. Их также следовало по железной дороге отправить в район Мукдена в распоряжение С.А. Красовского. По документам  все эти авиачасти и авиатехника предназначались для организации в Китае лётных и лётно-технических школ, что соответствует действительности, но 151-я и 303-я ИАД на  МиГ-15, по-видимому, сразу же планировались для участия в боях в Корее. Характерно,  что отдельные звенья 28-го и 72-го ГИАП  151-й ГИАД заступили в Корее на боевое дежурство и вступили в бой на два дня раньше  срока — 1 ноября.

Одновременно с этим на Ляодунском  полуострове началось формирование 50-й  ИАД на базе 106-й ИАД ПВО – эта задача  была возложена на полковника А. И. Халутина. В состав дивизии вошли 177-й ИАП  и 29-й ГИАП, вооружённые самолётами  МиГ-15бис.

Однако к началу ноября, когда надо было  в срочном порядке приступать к прикрытию  частей КНА и КПД, а также других важных  объектов Северо-Восточного Китая и КНДР,  только 151-я ГИАД подходила на эту роль,  т.к. единственная из всех была вооружена современными реактивными истребителями МиГ-15бис. Вот её-то и было решено бросить в бой 1 ноября 1950 г.

Что собой представляла к началу ноября 1950 г. данная гвардейская авиадивизия? Это была элитная авиачасть советских ВВС, полностью состоящая из гвардейских авиаполков и вооружённая современными реактивными истребителями МиГ-15бис. Гордостью авиасоединения были её лётные кадры, которые прошли горнило Великой Отечественной войны. Лётчики с боевым опытом составляли более 50 % личного состава всех трёх авиаполков дивизии. На момент убытия 151-й ГИАД в Китай весь руководящий состав дивизии состоял из опытных командиров, прошедших суровую школу войны и имевших солидный опыт руководства частями в боевых условиях. В составе дивизии в Китай прибыли восемь Героев Советского Союза и один дважды Герой, что говорит о качественном подборе лётных кадров в дивизии.

Кроме того, лётный состав дивизии имел довольно солидный налёт на реактивной технике. Уже в 1948 г. лётчики 151-й ГИАД освоили первые реактивные истребители Як-15 и  МиГ-9. Тогда же, в 1948 г., 151-я ГИАД вошла в состав 52-й ВА ПВО г. Москвы и перебазировалась на аэродромы городов Кимры  и Калинин (ныне г. Тверь). В 1949 г. лётчики дивизии в короткие сроки освоили истребители МиГ-15.  Неоднократно лётчики 151-й дивизии участвовали в авиационных праздниках и воздушных парадах над Москвой.

Прибыв 10 августа на аэродром в г. Шеньян, личный состав дивизии приступил к  обучению китайских и северокорейских лётчиков полётам на МиГ-15. Однако в связи со  скорым началом боевых действий в небе Кореи, полки дивизии в октябре месяце были  перебазированы на аэродромы в г. Мукден и  г. Аньшань. Вот с этих аэродромов и начали  воевать лётчики 151-й ГИАД.

Одновременно с началом боевых действий в небе Кореи было принято решение  разделить 151-ю ГИАД на две части и сформировать на её базе ещё одну авиадивизию  двухполкового состава. В соответствии с  этим решением в самом конце октября была  сформирована 28-я ИАД, в состав которой  вошёл в полном составе 139-й ГИАП и сформированный на базе других полков 151-й дивизии 67-й ИАП. 28-ю ИАД возглавил известный советский лётчик-ас, дважды Герой Советского Союза подполковник А.В. Алелюхин. В составе 151-й ГИАД остались 28-й и 72-й ГИАП.

Счёт боевых вылетов советских пилотов в небе Кореи открыли 1 ноября 1950 г. с Мукденского аэродрома лётчики 72-го ГИАП. Данный гвардейский авиаполк на момент начала боевых действий имел в своём составе около 30 самолётов МиГ-15бис и 32 пилота. Больше половины лётного состава 72-го ГИАП имели боевой опыт. Командовал полком подполковник А. И. Волков, заместителем по лётной части был известный лётчик-ас Герой Советского Союза майор Н.Л. Трофимов, старшим штурманом полка был тоже Герой Советского Союза майор В.М. Зиборов. Командирами эскадрилий также были опытные лётчики и руководители, в их числе Герой Советского Союза майор Н.В. Стройков.

Именно лётчики 1-й АЭ майора Стройкова открыли боевой счёт дивизии и всех советских лётчиков в этой войне. Около 13:00 1 ноября 1950 г. с аэродрома Мукден стартовала пятёрка МиГов во главе с майором Стройковым. В районе Аньдуна (КНР) они встретили группу из трёх поршневых штурмовиков F-51 «Мустанг» и в коротком бою сбили один из них — отличился лейтенант Фёдор Чиж. Через час, в 13:54, на боевое задание ушло звено МиГов 72-го ГИАП под командованием майора А.З. Бордуна, которому выпала честь открыть эру воздушных боёв реактивных самолётов. В районе Аньдуна советские лётчики встретили десятку F-80 ВВС США и  вступили с ними в бой, в котором старший лейтенант Семён Фёдорович Хоминич сбил  первый реактивный самолёт противника.  Им оказался F-80 № 49-593 капитана Фрэнка  Сайкла (Fгаnк Vаn Sickle) из состава 16-й FIS  51-го FIW, который пропал без вести.

В этот же день первый боевой вылет совершили и лётчики 28-го ГИАП. Возглавлял  этот гвардейский полк Герой Советского Союза майор В.И. Колядин. Его заместителями  были также опытные лётчики — участники  Великой Отечественной войны подполковник Б.А. Мухин и майоры Г. В. Тимофеев  (имел 5 личных и 2 групповые победы) и  М.П. Скляров. Командирами АЭ также были  опытные, проверенные в боях офицеры. Так 2-ю АЭ возглавлял Герой Советского Союза майор В.Д. Боровков, в его эскадрилье летали и два аса полка — капитаны Б.А. Лебёдкин (16 личных побед) и М.П. Насонов (12 личных побед и 1 в группе). Командир 1-й АЭ капитан Л.Т. Бородин имел 5 побед, а командир 3-й АЭ капитан С. И. Коробов ещё больше — 16. В составе его АЭ воевал также старший лейтенант В.В. Анисимов, у которого было 10 побед над пилотами Люфтваффе. Так что лётный состав 28-го ГИАП был довольно опытным.

Правда, на первых порах лётчикам 28-го ГИАП не особо везло. Первую свою победу в небе Кореи они добыли только на исходе недели боёв — 7 ноября, когда командир полка майор Колядин сбил поршневой штурмовик F-51 «Мустанг». На следующий день в бой вступили лётчики 28-й ИАД: лётчики 139-го ГИАП совершили несколько боевых вылетов, но противника не встретили.

Так в составе двух авиадивизий двухполкового состава Советские ВВС вступили в эту войну. Обе авиадивизии сражались в небе Кореи до начала декабря 1950 г., причём активная фаза боёв закончилась сражениями, произошедшими 18 ноября, после этого наступили нелётные дни, вызванные плохими погодными условиями, которые продолжались до 25 ноября. Однако даже с наступлением хорошей погоды, вплоть до начала декабря лётчики 28-й и 151-й авиадивизий встреч с противником не имели.

Источник: книга И. Сейдова «СОВЕТСКИЕ АСЫ КОРЕЙСКОЙ ВОЙНЫ»

Категория: История, Корейская война, Образование, Политика, Религия, Россия, Северная Корея

Добавить комментарий