Пак Вон Сун: Южная Корея готова поделиться с РФ высокими технологиями
TACC – Сеул — столица Республики Корея (РК) и главный во всех отношениях город этой азиатской страны. В нем проживает 10 млн человек — пятая часть населения РК, здесь находятся штаб-квартиры крупнейших южнокорейских корпораций и банков, сконцентрированы ведущие университеты и научные лаборатории — все то, что сделало Корею современным государством с передовыми технологиями.
Мэр Сеула Пак Вон Сун рассказал в эксклюзивном интервью ТАСС о перспективах экономического сотрудничества с Россией, интересах корейского бизнеса в РФ, а также о стоящих перед мегаполисом проблемах и вызовах.
— Это интервью планировалось в преддверии вашего визита в Москву в конце ноября, но в последний момент было объявлено о его отмене. Что произошло?
— Во-первых, хочу сказать, что ТАСС — это главное национальное агентство России, и для меня честь дать интервью именно вам.
У меня в конце ноября был запланирован официальный визит в Москву с целью продвижения туризма между нашими городами.
Но, как вы знаете, сейчас в Корее создалась чрезвычайная ситуация, поэтому мне пришлось отменить все запланированные визиты.
Я пришел к выводу, что мне необходимо остаться в Сеуле и позаботиться об обеспечении безопасности горожан.
— На Восточном экономическом форуме в сентябре президенты России и Южной Кореи договорились расширять экономическое сотрудничество между двумя странами. Как вы оцениваете состояние двусторонних экономических связей сейчас, есть ли у вас план содействия их развитию?
— Объемы двусторонней торговли между Россией и Южной Кореей выросли с $200 млн в 1992 году до $16 млрд в 2015 году, то есть за 20 лет они увеличились в 80 раз. И все же, учитывая существующий потенциал, еще имеются возможности для роста в таких секторах, как автомобилестроение и энергетика. Обе страны могли бы выстраивать сотрудничество на основе взаимодополняемости.
Россия известна достижениями в фундаментальной науке и связанными с ней технологиями, а также огромными энергоресурсами. Южная Корея также является одним из мировых лидеров в области технологий. Поскольку 60 университетов и 28% всех научно-исследовательских лабораторий сконцентрировано в Сеуле, исследования, разработка и их внедрение могут быть проведены в пределах одного города. Таким образом, если мы сможем объединить инфраструктуру Сеула и потенциал российской науки, то сможем создать взаимовыгодную модель экономического сотрудничества.
Россия играет одну из ведущих ролей в ЕАЭС, и в этом смысле можно рассматривать Москву как ворота в Европу и крупный экономический хаб Восточной Европы. Если удастся связать Москву с Сеулом, который является воротами в Северо-Восточную Азию, можно достичь очень многого, буквально творить новую историю экономики XXI века.
Я недавно выдвинул новый план, который предусматривает строительство Транскорейской железнодорожной магистрали и ее соединение с российским Транссибом. Это позволит нам объединить земли Приморского края, южнокорейские финансовые средства, технологии и рабочую силу Китая и Северной Кореи. В этом смысле связать Москву с Сеулом представляется крайне важным.
— Какие области сотрудничества между Кореей и Россией представляют для корейского бизнеса наибольший интерес?
— Проекты в области здравоохранения и медицины, наверное, являются одними из самых привлекательных секторов. Сеул в этом смысле очень конкурентоспособен, как в качественном смысле, так и в количественном. К примеру, в Южную Корею каждый год прибывает 300 тысяч “медицинских туристов”. Среди них около 20 тысяч составляют россияне, и их число на протяжении последних трех лет каждый год росло в среднем на 49%.
Также я слышал, что в России активно формируется международный медицинский кластер, в котором иностранные компании могут оказывать медицинские услуги гражданам РФ.
В Сеуле находится биомедицинский кластер “Хоннын”, и мы считаем, что он мог бы поделиться своими ноу-хау с Россией.
Сеул, где сконцентрировано множество университетов, больниц, медицинских научных лабораторий, прилагает большие усилия для поддержки стартапов в области медицины и биотехнологий, помогая им выйти на глобальный рынок, включая российский.
— Какие значимые проекты в настоящее время осуществляет Сеул с российской стороной?
— В 2011 году в Цифровом городе в Соннаме открылся Российский научный центр (РНЦ). Правительство города Сеул и Корейский институт исследования электронных технологий (KERI) стали его учредителями, пригласив для работы там ведущих российских ученых в области нанобиотехнологий.
Недавно РНЦ разработал уникальный фемтосекундный лазер, который применяется в медицине и ряде других областей. В проект было вложено в общей сложности 29,9 млрд вон: 14 млн — правительством Сеула, еще 10,1 — KERI и 5,8 — российской стороной.
Сейчас в Центре трудятся 39 российских и 30 корейских ученых, которые ведут разработки в области солнечных батарей, полупроводников, медицинского диагностического оборудования и хирургических лазеров.
Это отличный пример корейско-российского сотрудничества в области научных исследований и разработки, и правительство Сеула старается внести вклад в развитие этого и подобных проектов.
Надеюсь, что мы сможем создать совместную платформу для бизнес-сотрудничества, на ее основе вместе выйти на глобальный рынок и получать выгоду благодаря коммерческому использованию уникальных технологий двух стран.
Совместно с Российской венчурной компанией, исследовательским центром РНЦ и KERI мы ведем активные обмены между двумя странами, включая проведение таких мероприятий, как “Бизнес-неделя Сеул—Москва”, Форум по политике сотрудничества, встречи представителей деловых кругов, подобные той, что состоялась в июне 2015 года.
— В России сейчас идет подготовка к запуску первого в своем роде B2B веб-портала HAN-RO по продвижению экономического сотрудничества с Кореей. Его цель — напрямую связать представителей корейского и российского малого и среднего бизнеса, помочь им найти партнеров и оказывать им информационное содействие. Как вы относитесь к подобным проектам и существует ли нечто подобное в Сеуле?
— Онлайн-торговля в последние годы переживает мощный подъем и считается крайне перспективной в деле ведения бизнеса “без границ”. Правительство Сеула поддерживает малый и средний бизнес в поиске рынков, а также в сфере онлайн-торговли. В этом году мы создали так называемый Сеульский распределительный центр специально для поддержки таких предприятий, помогая им найти новых партнеров за рубежом. Этот центр играет роль своего рода хаба для малых и средних предприятий, помогая рекламировать и реализовывать их продукцию за границей. Это как раз то, в чем больше всего нуждаются небольшие компании, производящие качественную продукцию. Считаю, что такой центр является дверью к реальному партнерству, которое может в том числе начаться со знакомства компаний в сети Интернет.
— Корея является признанным мировым лидером инновационного развития, в том числе в развитии оптово-распределительных центров. Многих российских специалистов впечатлили используемые на рынке Гарак технологии и результаты его реконструкции. Недавно Национальная продуктовая корпорация из Москвы провела переговоры с компанией, управляющей этим рынком, — Seoul Agro-Fisheries & Food Corporation — по сотрудничеству в проекте по организации сети оптово-распределительных центров в РФ. Каким вы видите возможное содействие мэрии Сеула в налаживании сотрудничества между корейскими и российскими компаниями по этому проекту?
— Мы считаем, что можем помочь Москве создать оптовый торгово-распределительный центр для сельскохозяйственной и рыбной продукции. У нас есть большой опыт и множество ноу-хау относительно того, как управлять таким центром и развивать его. Мы готовы и стремимся поделиться таким опытом, и не только в сфере работы торгово-распределительных центров, но и в управлении и развитии системы метрополитена, общественного транспорта, водоснабжения и канализации. Мы уже поставляем 42 связанные с этим технологии в 35 городов мира.
Сеул и Москва — мегаполисы с населением более 10 млн человек. У нас есть общие вызовы и общие задачи. Одна из них — обеспечение горожан безопасными, вкусными и разнообразными продуктами питания. И конечно, мы стремимся к сотрудничеству с Москвой в этом деле.
Я полагаю, что главное, чем мы могли бы поделиться с российской стороной, — это практический опыт работы. Сотрудники южнокорейской корпорации Seoul Agro-Fisheries & Food Corporation недавно побывали в Москве и осмотрели место расположения торгово-распределительного центра. Как я понимаю, в его создании также занята российская Национальная продуктовая компания с проектом “Агромир”.
Ее сотрудники могли бы приехать в Сеул и познакомиться с работой рынка Гарак и других подобных заведений. Мы можем обсудить конкретные действия и шаги по поддержке российской стороны, обсудить конкретные детали, которые нужны для того, чтобы этот проект успешно развивался. Затем, после того как будут обозначены имеющиеся проблемы, мы определим, как именно корейская сторона может помочь их решению.
Конечно, в процессе бурного развития мегаполиса мэрия Сеула сталкивается в том числе и с множеством вызовов и проблем и неизбежно допускает ошибки. Считаю, что очень важно делиться друг с другом не только историями успеха, но и историями неудач и ошибок.
— Бывали ли вы в России ранее и какие города в нашей стране вы хотели бы посетить?
— К сожалению, у меня пока не было возможности посетить Москву. Я очень ждал нынешней поездки, но, как я уже упоминал, ее пришлось отменить. Если честно, я бы хотел отправиться в Москву не самолетом, а поездом, через всю Россию. Ранее я бывал во Владивостоке и в Приморском крае и мечтаю отправиться оттуда в Москву на поезде, проезжая Иркутск и другие города на Транссибирской магистрали. Таким образом я бы получил новые знания о России и незабываемый жизненный опыт сродни тому, что описан в романе “Доктор Живаго”.
Я бы хотел побывать в Москве и Санкт-Петербурге, чтобы лично увидеть их красоты. Я уверен, что мы могли бы многому поучиться у России, особенно в области культуры, искусства и науки. В этом году мы отмечаем 25-летие установления побратимских отношений между Сеулом и Москвой. В ходе планировавшегося визита я намеревался поднять их на новый уровень. Надеюсь, что в ближайшем будущем мне предоставится новый шанс посетить столицу вашей страны.
— Не могли бы вы выделить три самые большие проблемы, стоящие перед Сеулом, и что делает городское правительство для их решения?
— Конечно, мегаполис Сеул сталкивается со многими вызовами. Но если необходимо выделить только три главные, то первой я бы назвал качество воздуха, поскольку граждане имеют право жить в чистой и здоровой экологической среде, и мы обязаны им предоставить такую возможность.
Конечно, правительство Сеула принимает меры, направленные на улучшение экологии в городе, и мы добились на этом направлении определенного прогресса, но предстоит проделать еще длинный путь для того, чтобы сделать воздух в Сеуле кристально чистым. Однако значительную часть вредных веществ в воздухе приносит сюда ветер из Китая, и поэтому мы считаем важной работу на международном направлении, сотрудничая в экологической сфере с другими городами.
Вторая большая проблема — это безработица среди молодежи, уровень которой в Корее весьма высок. Эта проблема включает множество аспектов, в том числе необходимость развития промышленности, инфраструктуры, туризма, малого и среднего бизнеса, поэтому мы уделяем внимание всем этим вопросам.
Третья проблема перекликается с первой — это ответы на вызовы, спровоцированные глобальным изменением климата. В этой связи мы ведем работу над тем, чтобы сделать Сеул устойчиво развивающимся городом. В частности, я возглавляю организацию “Международный совет местных экологических инициатив” (ICLEI), в настоящее время мы продвигаем проект “Одной АЭС меньше” и таким образом вносим вклад в изменение климата.
— Правительство Москвы в последние годы вплотную занялось транспортной проблемой. В ход идут различные меры, в том числе довольно непопулярные: рост стоимости парковки и штрафов, сокращение парковочных мест. Считаете ли вы ограничительные меры эффективными и что делает Сеул для того, чтобы решить транспортную проблему?
— Я считаю, что развитие системы общественного транспорта, борьба с заторами и создание удобной для жизни окружающей среды являются общими задачами для практически всех крупных городов мира. Конечно, повышение штрафов и сборов является довольно эффективной мерой, поскольку снижает приток автомобилей в город, но в то же время это непопулярные шаги, которые сложно предпринимать в городах, где власти избираются на выборах. Поэтому для решения проблемы пробок лично я предлагаю развивать систему рельсового общественного транспорта. В Сеуле существует девять веток метро, и мы планируем дополнительно построить еще десять веток легкого метро, первая из которых будет завершена уже в конце текущего года. Легкое метро дешево, безвредно для экологии и может перевозить большое количество пассажиров.
Во-вторых, мы пытаемся изменить сложившуюся парадигму пристрастия к автомобилям, изменить ее, чтобы сделать город более дружественным для пешеходов. Например, в районе сеульского вокзала раньше проходило большое шоссе. Мы закрыли его и теперь создаем на его месте большую пешеходную зону. Мы также трансформировали довольно много автомобильных дорог в трассы, предназначенные исключительно для передвижения на велосипедах, создали автоматическую систему аренды велосипедов. В ней уже зарегистрировано около 100 тысяч членов, и мы планируем в следующем году увеличить число велосипедов для аренды до 20 тысяч и создать в Сеуле две трассы для велосипедистов.
Мы также активно развиваем систему каршеринга, которая предполагает отказ от владения автомобилем и аренду его лишь в те моменты, когда он нужен. В этом движении уже участвует около миллиона человек, что также позволило существенно уменьшить число машин на дорогах.
— Будучи мэром, вы много путешествуете по миру, побывали в самых разных уголках света. Есть ли у вас любимые города, в которые вам хотелось бы вернуться?
— У каждого города есть свои уникальные характеристики, своя история и традиции, поэтому мне сложно сказать, какой город на Земле лучший или какой худший. Европейские города отличаются изысканностью и сложной планировкой, но в мире есть и другие города, которые развивались иначе. Например, испанская Гранада оставила у меня интересное ощущение смеси сладости с горечью; очень интересны города Шотландии, которые разительно отличаются от городов Англии. В Сеуле мы стремимся развивать собственную уникальность, связанную с его историей, культурой и традициями.
— По вашему мнению, какие идеи и решения может предложить Сеул Москве и, наоборот, позаимствовать у нее?
— Один из корейских ученых, который когда-то обучался в Москве, сказал, что, находясь в российской столице, каждый может наслаждаться культурой и искусством. Насколько я знаю, даже представители необеспеченных слоев населения, рабочего класса могут хотя бы раз в месяц позволить себе поход в оперу или театр. Это означает, что в Москве есть необходимая инфраструктура, которая обеспечивает доступность культуры и искусства для населения. В Южной Корее довольно высокий доход на душу населения, но мы не можем позволить себе частые походы в театры или музеи. Так что я думаю, у Москвы и России в целом мы могли бы позаимствовать опыт того, как сделать культуру и искусство общедоступными.
Вы знаете, что в недалеком прошлом Корея пережила разрушительную войну, диктаторский режим, бедность, однако мы добились демократии и стали промышленно развитой страной с высокими технологиями. Поэтому Сеул мог бы поделиться с Москвой опытом в области электронного правительства, систем Smart City, Digital City и социально ориентированной экономики, которая помогает решить проблему социальной напряженности.
— Наконец, последний вопрос, которым часто задаются прибывающие в Сеул иностранцы: почему в городе так мало мусорных урн? Это вынуждает людей бросать мусор на улицах, и некоторые районы из-за этого выглядят неопрятно или, говоря откровенно, попросту грязно.
— На этот счет в сеульской мэрии ведется ожесточенный спор. С одной стороны, если установить много мусорных урн на улицах, общий объем мусора в городе вырастет и город станет более грязным. С другой стороны, очевидно, что мусор необходимо выбрасывать сразу, а не носить его с собой по часу в поисках урны или нести его домой. Пока что мы не знаем, какой вариант более эффективный. Возможно, именно поэтому в прошлом сеульские власти демонтировали с улиц все урны, но сейчас мы постепенно возвращаем их на места.
Беседовал Станислав Варивода, Сеул
25.11.2016
Категория: Новости, Политика, Россия, Экономика, Южная Корея