Возникновение политики сонгун в КНДР, ее идейные и исторические корни
OneKorea.RU – Для того, чтобы понять причины возникновения политики приоритета армии в КНДР, необходимо разобраться с тем, в какой ситуации находилась КНДР в конце ХХ века, так как происходящие изменения в мире оказали значительное влияние на дальнейшую историю страны. В этот период все складывалось не лучшим образом для страны и препятствовало ее благополучному развитию.
Начиная с 1980-х годов в мире происходит ряд событий, кардинально изменивших обстановку в мире. В последние десятилетия ХХ века во многих странах Запада к власти пришли консерваторы. В Великобритании в 1979г. победила Консервативная партия, и правительствовало возглавила М.Тэтчер; в США в 1980 г. пост президента занял Р. Рейган, представитель Республиканской партии. Роль социал-демократов стала постепенно ослабевать. В 1988 году в Польше была инициирована общенациональная забастовка, в результате которой осуществляется парламентская реформа, формируется Сенат, а Сейм становится нижней палатой. В этом же году Венгрия переходит к демократии, принимая новый закон о выборах, дав свободу собраний, партий и прессы, пересмотрев конституцию страны . В 1989 году за несколько месяцев в ГДР путем массовых митингов и демонстраций, на которых требовали смены власти, свободы слова и свободы собраний, объединения страны, в стране кардинально поменялась обстановка, и к власти пришли представители партии Демократического Социализма. В том же 1989 году в Болгарии и Венгрии коммунистов отстранили от власти, стала разрешена многопартийность и произошел ряд конституционных изменений. В Чехословакии проходили подобные изменения, прошла «бархатная» революция. Произошел переворот и в Румынии, где лидера страны, Николае Чаушеску, обвинили не только в неподходящем политическом курсе, но и в коррупции, геноциде. В дальнейшем его приговорили к расстрелу вместе с семьей. Албанию также захватило недовольство населения, и в 1991 году в стране провели политические реформы и сменили правительство.
В этот же период СССР столкнулся с большим количеством проблем и препятствий, таких как, гонка вооружения, помощь странам-союзникам, война в Афганистане, старение верхушки КПСС, что также сказалось на торможении развития, и другие проблемы. В СССР в 1989-1991 вспыхивали конфликты, в том числе и межнациональные (Карабахский конфликт), союзные республики требовали своего суверенитета, что в истории именуют «Парадом суверенитетов». Обстановка в стране была накалена до предела, и в результате СССР распался в 1991 году. Российская Федерация была признана правопреемницей СССР[1]. Однако на этот момент страна была истощена и не была в состоянии продолжать функции СССР на том же уровне.
Безусловно, перестановка сил, происходящая в мире, оказала неблагоприятное влияние на КНДР и послужила дестабилизирующем для нее фактором. Несмотря на подписанное в 1990 году Соглашение между СССР и КНДР об экономическом сотрудничестве, после распада союза уже Россия была не в состоянии поддерживать отношения с Северной Кореей на том уровне, на котором они были прежде. Россия в то время не оказывала и не хотела оказывать какую-либо помощь и даже политически поддерживать своего бывшего союзника, прекратились поступления помощи и продукции по льготным ценам; были отозваны специалисты, работавшие на северокорейских производствах, был прекращен выпуск некоторых видов продукции, производимых специально под советские заказы. После потери СССР промышленность КНДР оказалась в плачевном состоянии. Объем торговли между странами резко упал с 2.5 млрд. долл. в 1991 до 365 млн. долл. в 1995 году[2] и продолжал падать.
В мире ожидали, что следом за СССР произойдет и крах КНДР[3]. Страна действительно оказалась в трудном положении, лишившись союзника, экономической и политической поддержки. На международной арене правительство КНДР было вынужденно отстаивать свои права, защищать интересы страны и всего северокорейского народа, и вопреки любому политическому давлению и санкциям западных стран и США продолжать в одиночку отстаивать свою позицию и право на существование. Не просто было адаптироваться к быстро изменяющейся ситуации в мире, переориентации ближних союзников, России и Китая, на улучшение дипломатический отношений с Республикой Корея, что стало причиной спада экономических отношений.
Не только с внешними проблемами столкнулась Северная Корея в конце века, страна погрязла и во внутренних проблемах. В середине 1990-х годов на страну обвалились стихийные бедствия, в результате которых постоянно росло количество людей, умерших от голода и связанных с этим болезней. КНДР не могла самостоятельно справиться с данной проблемой, поэтому правительство страны было вынуждено обратиться за гуманитарной помощью к мировому сообществу.
Продовольственная проблема актуальна для Северной Кореи еще с момента ее основания, но в 1987 году ситуация стала обостряться, в связи с чем были приняты жесткие меры, и население перешло к двухразовому питанию, состоявшему в основном из риса и овощей. Так потребление сократилось на 20%[4] . Потеря союзников привела к усугублению проблемы питания, но правительство КНДР не сократило заметно расходы на военные нужды и на поддержание режима. Его авторитет Исходя из этого, можно сделать вывод, что не только стихийные бедствия послужили причиной голода в стране, но и внешняя и внутренняя политика.
Еще одним несчастьем, свалившемся на плечи и так уже ослабленного народа, стала смерть основателя государства, Ким Ир Сена. На протяжении почти полувека его авторитет скреплял общество и он превратился почти в божество. Смерть политика стала причиной горя общегосударственного масштаба[5].
Все изменения во внешнем мире и во внутренней ситуации в стране неблагоприятно сказывались на экономическом развитии страны, разрушили стабильность и устойчивость выбранного политического пути. У северокорейского народа стало нарастать недоверие к власти, страх перед внешней угрозой. В таких условиях была необходима новая политика, которая могла сдержать общество и урегулировать ситуацию в стране. Поэтому принятая политика приоритета армии Ким Чен Иром стала вынужденной, временной и необходимой мерой, основной метод которой заключался в «решении всех вопросов революции и строительства, основываясь на принципе придания первостепенной важности военному делу и при опоре на армию как на ведущую силу революции, энергично продвигать дело социализма в целом»[6].
1 января 1995 года принято считать днем воплощения в реальность политики сонгун. В этот день Ким Чен Ир посетил одну воинскую часть, которую называли «постом в сосновом бору». В северокорейских изданиях этот визит принято считать историческим, так как он наглядно продемонстрировал, что силу и опору Ким Чен Ир видит именно в армии, которая поможет ему преодолеть сложившуюся ситуацию в стране[7].
Согласно данным журнала «Корея сегодня», за период с 1995г. по 2001г. Ким Чен Ир постоянно «инспектировал более 800 военных частей»[8]. Этот факт подтверждает, что для нового правительства армия и военная мощь стала очень важна и играла ведущую роль в новом политическом курсе страны.
С начала правления Ким Чен Ира и до начала ХХI века политику приоритета армии было принято считать совершенно новой и разработанной в 90-е годы, когда было необходимо найти выход из критической ситуации.
Также существовала необходимость объяснения причин принятия политики сонгун и ее связи с идеологией «чучхе». Теперь уже можно найти материалы, в которых говорится о революционном опыте Ким Ир Сена и его «упоре на военное дело». Согласно этому политика приоритета армии является логичным и понятным продолжением идеологии «чучхе. Для того чтобы сильнее связать две политические линии, начиная с 2000-х гг. стали говорить о том, что происхождение и даже разработка политики сонгун связаны непосредственно с периодом правления Ким Ир Сена[9].
Постепенно история создания политики приоритета армии стала удлиняться. Если еще в конце ХХ века она считалась совсем новой, то уже с начала ХХI века в официальных северокорейских источниках происхождение сонгун относят к периоду правления Ким Ир Сена.
Согласно данной теории Ким Ир Сен является родоначальником данной политики, так как в 1930 году в городе Калун проходило собрание, на котором Ким Ир Сен использовал данный термин в своей речи. Но для слушателей это не являлось чем-то новым и непонятным, Ким Ир Сен сказал: «идеи сонгун, воплощающие в себе идеи чучхе»[10]. Сам Ким Ир Сен делал упор постоянно на развитие и увеличение военной мощи, так как считал, что без нее государство может пасть и быть не в состоянии обороняться от империалистов, которые только этого и желают[11].
Действительно, Ким Ир Сен уделял внимание военной промышленности, но его политика заключалась в параллельном развитии экономики и укреплении обороноспособности. К тому же нет ни одного документального отверждения, в котором бы говорилось о политике приоритета армии.
Можно прийти к выводу, что это стало необходимой пропагандой в КНДР с целью оправдания осуществления политики приоритета армии и власти Ким Чен Ира.
По другой версии, политика сонгун зародилась еще в период партизанской антияпонской борьбы на Корейском полуострове. Будучи еще студентом Ким Чен Ир активно участвовал в изучении истории борьбы против японского колониализма и необходимости укрепления обороноспособности страны. Посетив с отцом в 1960-ом году Корейскую Сеульскую гвардейскую танковую дивизию имени героя Корейской войны Рю Ген Су, Ким Чен Ир принял решение об укреплении и развитии Корейской Народной Армии, модернизации армии и оружия, в целях защиты народа и вождя[12]. После этого молодой Ким Чен Ир разрабатывает план развития и преобразования армии под лозунгами чучхе. Уже с его приходом к власти официально устанавливается политика приоритета армии. Интересным фактом является то, что в 2010 году КНДР отмечала «50-летие сонгуновского руководства революцией». Праздник отмечался официально, были приглашены к участию иностранные делегации[13]. То есть, в КНДР официально принято считать, что политика сонгун зародилась в 1960-ом году, а не в 1995 году.
Можно выделить несколько основных причин, по которым правительство КНДР стремилось установления, внедрения и закрепления политики приоритета армии в стране. Во-первых, необходимость подтверждения легитимности новой правящей власти и ее политического курса. Во-вторых, требовалось доказательство народу, что образ жизни значительно не менялся и сохраняет прежние ценности и установки, и то что политика приоритета армии имела место быть практически с основания КНДР. В-третьих, Ким Чен Ир стремился показать политику преемственности великому делу Ким Ир Сена.
Итак, проанализировав истоки зарождения политики сонгун, важно понять, что из себя представляет политика сонгун, в чем заключается ее суть, и что ее отличает от предыдущего политико-идеологического курса.
Суть политики сонгун заключается в том, что «…армия берет на себя самую главную, правофланговую роль»[14]. Вообще,слово «сонгун» (선군) – это аббревиатура, состоящая из двух иероглифов, где первый слог «сон» означает «перед», «предшествующий», «прежде всего», а второй слог «гун» – «армия». Так термин «сонгун» можно перевести на русский как «приоритет армии» или «приоритет военного дела». Но так как такой перевод часто не отвечает стилю русского языка и может быть потеряна идеологическая составляющая значения данного термина, представители Северной Кореи предлагают не переводить термин «сонгун», а оставить так как есть[15].
Существует ряд отличий, выделяющих политику приоритета армии от предыдущего политического курса. Самым главным и основным отличием является провозглашение армии «главной движущей силой революции». Ким Чен Ир ставит армию впереди рабочего класса и отдает ей ведущую роль в строительстве социализма[16]. Теперь рабочий класс не занимает главную роль в строительстве социализма, эта роль отдана Корейской Национальной Армии. Тем не менее, в северокорейских СМИ иногда появляется запись о том, что рабочий класс – ведущий, что вызывает некоторую путаницу о том, какой класс стоит во главе. В обществе пропагандируется подражание армии, ее боевому настрою и духу[17].
По мнению автора, все же в конце ХХ века ядром строительства социализма стала КНА. Так как рабочий класс стал уже не таким, как раньше. За полвека произошли изменения в образе жизни, сменилось несколько поколений, модернизировалось производство. По данным северокорейских источников «по своему классовому составу рабочие превращаются в интеллигентов, (…) развитие капитализма приводит к (…) дальнейшему наводнению реакционных буржуазных идейно-культурных течений, что оказывает пагубное сковывающие влияние на рост классового сознания рабочего класса, повышение его сознательности и революционности»[18]. Но из-за кризиса 90-х годов рабочий класс был ослаблен и подавлен, был недоволен сложившейся ситуацией в стране, и только армия могла удержать и организовать общество. Многие северокорейские ученые писали о том, в каком трудном положении оказалась страна, и что теперь ей не на кого рассчитывать[19]. Лишившись союзника в лице СССР, КНДР теперь действительно могла опираться только на собственные силы в решении всех внутренних и внешних вопросов.
Еще одной причиной можно выделить слабость и неподготовленность бывших социалистических стран, которые были не готовы и не смогли отстоять свое право на власть, оказавшись в чрезвычайной ситуации[20]. Правительство КНДР, стремясь защитить свою строну от подобной ситуации, стало делать особый упор на развитие своей армии.
После провозглашения политики приоритета армии Трудовая Партия Кореи, как и прежде, провозглашалась партией, сплотившей вокруг себя всю армию и народ[21]. Однако количество военных в партии постепенно увеличивалось, сохраняя политическую риторику.
«Политика приоритета армии» предусматривает «опережающее развитие военного дела и оборонной промышленности», рассматривая армию в качестве главного двигателя «корейской революции». По-северокорейски армия – это «и партия, и народ, и государство», курс Ким Чен Ира – единственно верная политика в настоящих условиях, так как основная цель политики – обеспечение защиты народа. Идеологически сильная армия непобедима, даже если уступает армии врагу по техническим характеристикам[22].
Целью политики является преобразование страны в «мощную военную державу» для обеспечения победы в случае конфликта с другими странами. Основой национальной экономики является оборонная промышленность, повышается боеготовность армии на случай вооруженного конфликта, армия стала движущей силой страны в целях построения процветающей державы.
Принцип опоры на собственные силы сохранился в политике сонгун, особый упор делался на самооборону страны. Можно говорить о том, что политика сонгун не является чем-то абсолютно новым и отличным от прежнего в политики Северной Кореи, так как в ней сохранились установки идеологии чучхе, сонгун практически лаконично вписывается в общую систему чучхе и не противоречит основным принципам идеологии. Поэтому политику сонгун можно охарактеризовать как временное явление, вызванное чрезвычайными обстоятельствами, такими как распад мировой системы социализма, распад СССР, разрыв всех внешнеэкономических связей и в силу этого вынужденное построение мобилизационной экономики в условиях фактического военного положения.
Также можно добавить, что политика сонгун не является чем-то совершенно новым в идеологической системе Северной Кореи. Политика не противоречит выбранному политическому курсу, а, наоборот, вписывается и дополняет ее. Так, политику приоритета армии можно назвать необходимой мерой в сложившихся политических условиях и новым этапом развития страны.
Калмыкова М. В.
НИУ «Высшая школа экономики», бакалавр
Список использованных источников и литературы
Документы и материалы:
1. Ким Ир Сен. В водовороте века: Мемуары/ Ким Ир Сен. – М.: Палея, 1993 г.
2. Ким Ир Сен. Об изжитии догматизма и формализма и установлении чучхе в идеологической работе. – Пхеньян: Изд-во лит. на иностр. яз, 1973. – 34 с.
3. Ким Чен Ир. Корейская Народно-Демократическая Республика – чучхейское государство с несокрушимой мощью. Пхеньян, Изд-во лит-ры на иностранных языках, 2008. С. 13-14.
4. Ким Чен Ир. Линия Сонгунской революции – это великая революционная линия нашей эпохи, всепобеждающее знамя нашей революции [Текст]: беседа с ответственными работниками ЦК Трудовой партии Кореи, 29 января 92 года чучхе (2003) / Ким Чен Ир. – Москва : О-во дружбы и развития сотрудничества с зарубежными странами, 2011. – 25, [1] с.; 19 см.
5. Ким Чен Ир. Об идеях чучхе / Ким Чен Ир. – Пхеньян: Изд-во лит. на ин. яз., 1989. – 204 с.
Монографии и статьи:
На русском языке:
6. Богатуров, А.Д., Аверков В.В. История международных отношений. 1945-2008. – М., «Аспект-Пресс», 2010. С.333.
7. Ванин Ю.В. Корейская война (1950-1953) и ООН. – М., Институт Востоковедения РАН, 2006.
8. Ким Чхоль У. Военноориентированная политика Ким Чен Ира. Пхеньян, Изд-во лит-ры на иностранных языках, 2002г.
9. Курбанов С.О. Основные положения северокорейских “идей приоритета армии” – сонгун// Сборник статей “Восточная коллекция” – №4(7) – М., 2001 – с. 58-65.
10. Ланьков А.И. Северная Корея: вчера и сегодня. – М.: Из-во восточные литературы. – 1995 – 291 с.
11. Мазуров В.М. Антияпонская вооруженная борьба корейского народа (1931-1949). М., Изд-во восточной литературы, 1958г. – 104с.
12. Мишин В.Ю. Северокорейская политика “сонгун” (приоритетное внимание армии): миф или реальность // Россия и АТР – №3 – М., 2006 – с. 105 – 109.
13. Ли Ги Бэк. История Кореи: новая трактовка. – М.«Русское слово – РС», 2007. – 464 с.
14. Панкина И.Ю. Политика приоритета армии (сонгун) в КНДР: истоки, сущность и формы проявления: дис. …канд. /полит.наук , Москва, 2011.
На корейском языке:
15. 오현철. 선군과민족의운명. 평양출판사 (О ХёнЧхоль. Сонгунгваминчжогыунмён. Пхеньян чхульпханса), 2007.
16. 로동신문 (Нодонсинмун)
Переодика
На русском языке:
17. Корея сегодня, 1997-20011гг.,
На корейском языке:
18. 로동신문 (Нодомсинмун), 1996, 1998, 2001-2011.
- Богатуров, А.Д., Аверков В.В. История международных отношений. 1945-2008. – М., «Аспект-Пресс», 2010. С.333.
- По данным Федеральной службы Государственной Статистики РФ: http://www.gks.ru/free_doc/2007/b07_11/25-05.html
- Ли Ги Бэк. История Кореи: новая трактовка. – М.«Русское слово – РС», 2007. – 464 с.
- North Korea: uneasy, shaky KomJong-il regime. Seoul, NawoePresss, 1997, p.23.
- Ланьков А.И. Северная Корея: вчера и сегодня. – М.: Из-во восточной литературы. – 1995 С.195.
- 로동신문 (Нодонсинмун), 16.06.1999.
- Ким Чхоль У. Военноориентированная политика Ким Чен Ира. Пхеньян, Изд-во лит-ры на иностранных языках, 2002, с. 6.
- Корея сегодня, апрель 2003г., С. 11.
- Панкина И.Ю. Политика приоритета армии (сонгун) в КНДР: истоки, сущность и формы проявления: дис. …канд. /полит.наук , Москва, 2011, с. 150
- Корея сегодня, июль 2008, стр. 12.
- Корея сегодня, июль 2008, стр.13.
- Корея сегодня, август 2008, стр. 22.
- 로동신문 (Нодонсинмун), 24.08.2010.
- Мишин В.Ю. Северокорейская политика “сонгун” (приоритетное внимание армии): миф или реальность // Россия и АТР – №3 – М., 2006. С. 105 – 109.
- Там же.
- Корея сегодня, август 2008, №9, С.13.
- 로동신문 (Нодонсинмун), 16.06.1999.
- Ким Чен Ир. Об идеях чучхе / Ким Чен Ир. – Пхеньян: Изд-во лит. на ин. яз., 1989. – с.7
- 오현친. 선군과 민족의 운명,평양출판사 (О ХёнЧхоль. Сонгунгва минжокы унмён. Пхеньян чхульпанса), 2007. С.57.
- Ким Чхоль У. Указ. Соч. С.57.
- Ким Чен Ир. Корейская Народно-Демократическая Республика – чучхейское государство с несокрушимой мощью. Пхеньян, Изд-во лит-ры на иностранных языках, 2008. С. 13-14.
- Ким Бон Хо.Видэхан сонгун сидэ[Великая эпоха сонгун]. Пхеньян. 2004. С.23.
Категория: Документы, История, Оборона, Образование, Политика, Россия, Северная Корея