Корейский короткий нож «Чандо», как средство дамской самообороны
Чандо (Jangdo/장도/粧刀) – маленький нож, носимый в Корее в качестве элемента украшения с повседневной одеждой. Классическим считается нож с серебряной рукояткой и ножнами. Существуют варианты из различных металлов (золото, медь) с инкрустацией драгоценными камнями (янтарь, малахит, нефрит, агат) и из растительных (черное дерево, бамбук, кедр) или животных материалов (кости, раковины). Нож носится на шнуре в сочетании с плетеными украшениями из ажурных узлов и бахромы.
Современные корейские сериалы характеризуют Чандо, как исключительно женский аксессуар, у которого один функционал – если чести высокородной дамы угрожает опасность, она обязана с его помощью «самоубиться».*
*Данная публикация излагает результаты исторического исследования культурной традиции эпохи Средневековья. Автор осуждает суицидальные проявления в социо-культурных обычаях некоторых народов Восточной Азии. Данная статья не имеет цели содействовать совершению самоубийства советами, указаниями, предоставлением информации о средствах или орудиях совершения самоубийства.
Корейцы считают Чандо своим национальным изобретением, хотя похожие ножи были и у монголов. Традиция использования маленьких ножей прослеживается в Корее в течение длительного времени. Маленькие декоративные ножи были обнаружены при раскопках в гробницах эпохи Силла, сохранились письменные источники времен династии Корё с описанием процесса их изготовления и правилами ношения.
Нож могут носить как мужчины, так и женщины. Мужчины носят Чандо на поясе или ремне. Женщины носят нож в кармане или на декоративных шнурах поверх одежды.
Во времена династии Чосон было создано множество стилей Чандо, с меньшими размерами и подчеркнутой декором символикой. Нож стал очень популярен среди мужчин и женщин всех возрастов и сословий. Власти в то время ввели ограничения на ношение Чандо простолюдинами. Во дворце создается мастерская, изготавливавшая Чандо для чиновников двора, и качество и оформление этих Чандо указывали на ранг его хозяина.
В книге «Women of Korea. A History from Ancient Times to 1945» (Seoul, 1976) Чандо упоминается в разделе «Предметы обихода», на с. 60, где говорится: «В период Корё костюмы оставались теми же, что и в Силла, но во второй половине этого периода уже сильно ощущалось монгольское влияние. Декоративные ножи Чандо носили именно со второй половины Корё. Они различались формой и материалом. Женщины носили их как украшения или клали в карманы. Их использовали чтобы чистить и резать фрукты, обычно подававшиеся к столу. Но более важно то, что эти ножи были предназначены, чтобы защищать женскую честь».
Со времен японской интервенции, т.н. Имджинской войны (1592-1598), маленький ножичек приобретает качество, воспетое современным корейским кинематографом, становится символом женского целомудрия. В возрасте 12-13 лет нож передавался от матери к дочери с инструкциями по применению в ситуации крайней самообороны.
В разделе «Женщины во время японского и маньчжурского нашествий», с. 105 той же книги, конкретных случаев самоубийств с помощью чандо не описано, но он упоминается в таком контексте: «Женщины в этот трагический период страдали больше мужчин, поскольку от них требовалось защищать свою честь в военное время. По официальным данным, «целомудренных женщин» было намного больше, чем почтительных сыновей и преданных подданных. Согласно книге, в которой были записаны все такие достойные люди, число «целомудренных женщин», проявивших себя в таком качестве за 7 лет Имджинской войны составляло 356, тогда как число почтительных сыновей составило 66, а преданных подданных – 11. Это означало, что 356 женщин предпочли смерть позору. Правительство отметило их тем, что поставило в их честь памятные ворота 정문 у входа в деревни, где они жили. Однако, гораздо больше, чем «целомудренных женщин», было женщин других, отдавших жизнь, чтобы защитить честь свою и своих семей… Перед лицом насилия у корейских женщин было два выбора: покончить самоубийством или покориться. Некоторые женщины закалывали себя декоративным ножом-чандо, который они всегда носили с собой. Другие топились, вешались или бросались со скалы. Среди совершивших самоубийства женщин были жены высокопоставленных чиновников или женщины из благородных фамилий. Меньше известно о простолюдинках. Однако истории о патриотизме кисэн широко известны. Далее следует история пхеньянской кисэн Кеворхян (Кевольхян), которая смогла соблазнить японского генерала Кониси Юкинага, чьи войска захватили город, а потом с помощью корейского генерала Ким Ынсо убила его, когда он заснул. После этого она потребовала, чтобы генерал Ким ее обезглавил, т.к. она запятнала себя, развлекая врага».
Среди известных вариантов ножа Чандо распространен вариант с маленькими серебряными палочками для еды, прикрепленных к серебряным ножнам. Такой функционал был основан на свойстве серебра быстро тускнеть при контакте с сульфидом мышьяка, что требовалось, для обнаружения попытки отравления мышьяком. Такими палочками предполагалось пользоваться в гостях.
В современной Южной Корее маленький нож Чандо стал одной из её визитных карточек. Мастера-ремесленники, достигшие больших высот ювелирного искусства, получили в Республике Корея статус «человек-национальное достояние». Их изделия с успехом демонстрируются на международных выставках и иностранных музеях.
В московском Государственном музее искусства народов Востока можно увидеть несколько экземпляров ножа Чандо.
Благодарность за оказанную помощь при подготовке публикации российскому специалисту по истории Кореи Татьяне Михайловне Симбирцевой.