сайт Единая Корея отмечает 15 лет со дня основания

Возникновение политики сонгун в КНДР, ее идейные и исторические корни

OneKorea.RU – Для того, чтобы понять причины возникновения политики приоритета армии в КНДР, необходимо разобраться с тем, в какой ситуации находилась КНДР в конце ХХ века, так как происходящие изменения в мире оказали значительное влияние на дальнейшую историю страны. В этот период все складывалось не лучшим образом для страны и препятствовало ее благополучному развитию.

Начиная с 1980-х годов в мире происходит ряд событий, кардинально изменивших обстановку в мире. В последние десятилетия ХХ века во многих странах Запада к власти пришли консерваторы. В Великобритании в 1979г. победила Консервативная партия, и правительствовало возглавила М.Тэтчер; в США в 1980 г. пост президента занял Р. Рейган, представитель Республиканской партии. Роль социал-демократов стала постепенно ослабевать. В 1988 году в Польше была инициирована общенациональная забастовка, в результате которой осуществляется парламентская реформа, формируется Сенат, а Сейм становится нижней палатой. В этом же году Венгрия переходит к демократии, принимая новый закон о выборах, дав свободу собраний, партий и прессы, пересмотрев конституцию страны . В 1989 году за несколько месяцев в ГДР путем массовых митингов и демонстраций, на которых требовали смены власти, свободы слова и свободы собраний, объединения страны, в стране кардинально поменялась обстановка, и к власти пришли представители партии Демократического Социализма. В том же 1989 году в Болгарии и Венгрии коммунистов отстранили от власти, стала разрешена многопартийность и произошел ряд конституционных изменений. В Чехословакии проходили подобные изменения, прошла «бархатная» революция. Произошел переворот и в Румынии, где лидера страны, Николае Чаушеску, обвинили не только в неподходящем политическом курсе, но и в коррупции, геноциде. В дальнейшем его приговорили к расстрелу вместе с семьей. Албанию также захватило недовольство населения, и в 1991 году в стране провели политические реформы и сменили правительство.

В этот же период СССР столкнулся с большим количеством проблем и препятствий, таких как, гонка вооружения, помощь странам-союзникам, война в Афганистане, старение верхушки КПСС, что также сказалось на торможении развития, и другие проблемы. В СССР в 1989-1991 вспыхивали конфликты, в том числе и межнациональные (Карабахский конфликт), союзные республики требовали своего суверенитета, что в истории именуют «Парадом суверенитетов». Обстановка в стране была накалена до предела, и в результате СССР распался в 1991 году. Российская Федерация была признана правопреемницей СССР[1]. Однако на этот момент страна была истощена и не была в состоянии продолжать функции СССР на том же уровне.

Безусловно, перестановка сил, происходящая в мире, оказала неблагоприятное влияние на КНДР и послужила дестабилизирующем для нее фактором. Несмотря на подписанное в 1990 году Соглашение между СССР и КНДР об экономическом сотрудничестве, после распада союза уже Россия была не в состоянии поддерживать отношения с Северной Кореей на том уровне, на котором они были прежде. Россия в то время не оказывала и не хотела оказывать какую-либо помощь и даже политически поддерживать своего бывшего союзника, прекратились поступления помощи и продукции по льготным ценам; были отозваны специалисты, работавшие на северокорейских производствах, был прекращен выпуск некоторых видов продукции, производимых специально под советские заказы. После потери СССР промышленность КНДР оказалась в плачевном состоянии. Объем торговли между странами резко упал с 2.5 млрд. долл. в 1991 до 365 млн. долл. в 1995 году[2] и продолжал падать.

В мире ожидали, что следом за СССР произойдет и крах КНДР[3]. Страна действительно оказалась в трудном положении, лишившись союзника, экономической и политической поддержки. На международной арене правительство КНДР было вынужденно отстаивать свои права, защищать интересы страны и всего северокорейского народа, и вопреки любому политическому давлению и санкциям западных стран и США продолжать в одиночку отстаивать свою позицию и право на существование. Не просто было адаптироваться к быстро изменяющейся ситуации в мире, переориентации ближних союзников, России и Китая, на улучшение дипломатический отношений с Республикой Корея, что стало причиной спада экономических отношений.

Не только с внешними проблемами столкнулась Северная Корея в конце века, страна погрязла и во внутренних проблемах. В середине 1990-х годов на страну обвалились стихийные бедствия, в результате которых постоянно росло количество людей, умерших от голода и связанных с этим болезней. КНДР не могла самостоятельно справиться с данной проблемой, поэтому правительство страны было вынуждено обратиться за гуманитарной помощью к мировому сообществу.

Продовольственная проблема актуальна для Северной Кореи еще с момента ее основания, но в 1987 году ситуация стала обостряться, в связи с чем были приняты жесткие меры, и население перешло к двухразовому питанию, состоявшему в основном из риса и овощей. Так потребление сократилось на 20%[4] . Потеря союзников привела к усугублению проблемы питания, но правительство КНДР не сократило заметно расходы на военные нужды и на поддержание режима. Его авторитет Исходя из этого, можно сделать вывод, что не только стихийные бедствия послужили причиной голода в стране, но и внешняя и внутренняя политика.

Еще одним несчастьем, свалившемся на плечи и так уже ослабленного народа, стала смерть основателя государства, Ким Ир Сена. На протяжении почти полувека его авторитет скреплял общество и он превратился почти в божество. Смерть политика стала причиной горя общегосударственного масштаба[5].

Все изменения во внешнем мире и во внутренней ситуации в стране неблагоприятно сказывались на экономическом развитии страны, разрушили стабильность и устойчивость выбранного политического пути. У северокорейского народа стало нарастать недоверие к власти, страх перед внешней угрозой. В таких условиях была необходима новая политика, которая могла сдержать общество и урегулировать ситуацию в стране. Поэтому принятая политика приоритета армии Ким Чен Иром стала вынужденной, временной и необходимой мерой, основной метод которой заключался в «решении всех вопросов революции и строительства, основываясь на принципе придания первостепенной важности военному делу и при опоре на армию как на ведущую силу революции, энергично продвигать дело социализма в целом»[6].

1 января 1995 года принято считать днем воплощения в реальность политики сонгун. В этот день Ким Чен Ир посетил одну воинскую часть, которую называли «постом в сосновом бору». В северокорейских изданиях этот визит принято считать историческим, так как он наглядно продемонстрировал, что силу и опору Ким Чен Ир видит именно в армии, которая поможет ему преодолеть сложившуюся ситуацию в стране[7].

Согласно данным журнала «Корея сегодня», за период с 1995г. по 2001г. Ким Чен Ир постоянно «инспектировал более 800 военных частей»[8]. Этот факт подтверждает, что для нового правительства армия и военная мощь стала очень важна и играла ведущую роль в новом политическом курсе страны.

С начала правления Ким Чен Ира и до начала ХХI века политику приоритета армии было принято считать совершенно новой и разработанной в 90-е годы, когда было необходимо найти выход из критической ситуации.

Также существовала необходимость объяснения причин принятия политики сонгун и ее связи с идеологией «чучхе». Теперь уже можно найти материалы, в которых говорится о революционном опыте Ким Ир Сена и его «упоре на военное дело». Согласно этому политика приоритета армии является логичным и понятным продолжением идеологии «чучхе. Для того чтобы сильнее связать две политические линии, начиная с 2000-х гг. стали говорить о том, что происхождение и даже разработка политики сонгун связаны непосредственно с периодом правления Ким Ир Сена[9].

Постепенно история создания политики приоритета армии стала удлиняться. Если еще в конце ХХ века она считалась совсем новой, то уже с начала ХХI века в официальных северокорейских источниках происхождение сонгун относят к периоду правления Ким Ир Сена.

Согласно данной теории Ким Ир Сен является родоначальником данной политики, так как в 1930 году в городе Калун проходило собрание, на котором Ким Ир Сен использовал данный термин в своей речи. Но для слушателей это не являлось чем-то новым и непонятным, Ким Ир Сен сказал: «идеи сонгун, воплощающие в себе идеи чучхе»[10]. Сам Ким Ир Сен делал упор постоянно на развитие и увеличение военной мощи, так как считал, что без нее государство может пасть и быть не в состоянии обороняться от империалистов, которые только этого и желают[11].

Действительно, Ким Ир Сен уделял внимание военной промышленности, но его политика заключалась в параллельном развитии экономики и укреплении обороноспособности. К тому же нет ни одного документального отверждения, в котором бы говорилось о политике приоритета армии.

Можно прийти к выводу, что это стало необходимой пропагандой в КНДР с целью оправдания осуществления политики приоритета армии и власти Ким Чен Ира.

По другой версии, политика сонгун зародилась еще в период партизанской антияпонской борьбы на Корейском полуострове. Будучи еще студентом Ким Чен Ир активно участвовал в изучении истории борьбы против японского колониализма и необходимости укрепления обороноспособности страны. Посетив с отцом в 1960-ом году Корейскую Сеульскую гвардейскую танковую дивизию имени героя Корейской войны Рю Ген Су, Ким Чен Ир принял решение об укреплении и развитии Корейской Народной Армии, модернизации армии и оружия, в целях защиты народа и вождя[12]. После этого молодой Ким Чен Ир разрабатывает план развития и преобразования армии под лозунгами чучхе. Уже с его приходом к власти официально устанавливается политика приоритета армии. Интересным фактом является то, что в 2010 году КНДР отмечала «50-летие сонгуновского руководства революцией». Праздник отмечался официально, были приглашены к участию иностранные делегации[13]. То есть, в КНДР официально принято считать, что политика сонгун зародилась в 1960-ом году, а не в 1995 году.

Можно выделить несколько основных причин, по которым правительство КНДР стремилось установления, внедрения и закрепления политики приоритета армии в стране. Во-первых, необходимость подтверждения легитимности новой правящей власти и ее политического курса. Во-вторых, требовалось доказательство народу, что образ жизни значительно не менялся и сохраняет прежние ценности и установки, и то что политика приоритета армии имела место быть практически с основания КНДР. В-третьих, Ким Чен Ир стремился показать политику преемственности великому делу Ким Ир Сена.

Итак, проанализировав истоки зарождения политики сонгун, важно понять, что из себя представляет политика сонгун, в чем заключается ее суть, и что ее отличает от предыдущего политико-идеологического курса.

Суть политики сонгун заключается в том, что «…армия берет на себя самую главную, правофланговую роль»[14]. Вообще,слово «сонгун» (선군) – это аббревиатура, состоящая из двух иероглифов, где первый слог «сон» означает «перед», «предшествующий», «прежде всего», а второй слог «гун» – «армия». Так термин «сонгун» можно перевести на русский как «приоритет армии» или «приоритет военного дела». Но так как такой перевод часто не отвечает стилю русского языка и может быть потеряна идеологическая составляющая значения данного термина, представители Северной Кореи предлагают не переводить термин «сонгун», а оставить так как есть[15].

Существует ряд отличий, выделяющих политику приоритета армии от предыдущего политического курса. Самым главным и основным отличием является провозглашение армии «главной движущей силой революции». Ким Чен Ир ставит армию впереди рабочего класса и отдает ей ведущую роль в строительстве социализма[16]. Теперь рабочий класс не занимает главную роль в строительстве социализма, эта роль отдана Корейской Национальной Армии. Тем не менее, в северокорейских СМИ иногда появляется запись о том, что рабочий класс – ведущий, что вызывает некоторую путаницу о том, какой класс стоит во главе. В обществе пропагандируется подражание армии, ее боевому настрою и духу[17].

По мнению автора, все же в конце ХХ века ядром строительства социализма стала КНА. Так как рабочий класс стал уже не таким, как раньше. За полвека произошли изменения в образе жизни, сменилось несколько поколений, модернизировалось производство. По данным северокорейских источников «по своему классовому составу рабочие превращаются в интеллигентов, (…) развитие капитализма приводит к (…) дальнейшему наводнению реакционных буржуазных идейно-культурных течений, что оказывает пагубное сковывающие влияние на рост классового сознания рабочего класса, повышение его сознательности и революционности»[18]. Но из-за кризиса 90-х годов рабочий класс был ослаблен и подавлен, был недоволен сложившейся ситуацией в стране, и только армия могла удержать и организовать общество. Многие северокорейские ученые писали о том, в каком трудном положении оказалась страна, и что теперь ей не на кого рассчитывать[19]. Лишившись союзника в лице СССР, КНДР теперь действительно могла опираться только на собственные силы в решении всех внутренних и внешних вопросов.

Еще одной причиной можно выделить слабость и неподготовленность бывших социалистических стран, которые были не готовы и не смогли отстоять свое право на власть, оказавшись в чрезвычайной ситуации[20]. Правительство КНДР, стремясь защитить свою строну от подобной ситуации, стало делать особый упор на развитие своей армии.

После провозглашения политики приоритета армии Трудовая Партия Кореи, как и прежде, провозглашалась партией, сплотившей вокруг себя всю армию и народ[21]. Однако количество военных в партии постепенно увеличивалось, сохраняя политическую риторику.

«Политика приоритета армии» предусматривает «опережающее развитие военного дела и оборонной промышленности», рассматривая армию в качестве главного двигателя «корейской революции». По-северокорейски армия – это «и партия, и народ, и государство», курс Ким Чен Ира – единственно верная политика в настоящих условиях, так как основная цель политики – обеспечение защиты народа. Идеологически сильная армия непобедима, даже если уступает армии врагу по техническим характеристикам[22].

Целью политики является преобразование страны в «мощную военную державу» для обеспечения победы в случае конфликта с другими странами. Основой национальной экономики является оборонная промышленность, повышается боеготовность армии на случай вооруженного конфликта, армия стала движущей силой страны в целях построения процветающей державы.

Принцип опоры на собственные силы сохранился в политике сонгун, особый упор делался на самооборону страны. Можно говорить о том, что политика сонгун не является чем-то абсолютно новым и отличным от прежнего в политики Северной Кореи, так как в ней сохранились установки идеологии чучхе, сонгун практически лаконично вписывается в общую систему чучхе и не противоречит основным принципам идеологии. Поэтому политику сонгун можно охарактеризовать как временное явление, вызванное чрезвычайными обстоятельствами, такими как распад мировой системы социализма, распад СССР, разрыв всех внешнеэкономических связей и в силу этого вынужденное построение мобилизационной экономики в условиях фактического военного положения.

Также можно добавить, что политика сонгун не является чем-то совершенно новым в идеологической системе Северной Кореи. Политика не противоречит выбранному политическому курсу, а, наоборот, вписывается и дополняет ее. Так, политику приоритета армии можно назвать необходимой мерой в сложившихся политических условиях и новым этапом развития страны.

Калмыкова М. В.
НИУ «Высшая школа экономики», бакалавр

Список использованных источников и литературы

Документы и материалы:

1. Ким Ир Сен. В водовороте века: Мемуары/ Ким Ир Сен. – М.: Палея, 1993 г.
2. Ким Ир Сен. Об изжитии догматизма и формализма и установлении чучхе в идеологической работе. – Пхеньян: Изд-во лит. на иностр. яз, 1973. – 34 с.
3. Ким Чен Ир. Корейская Народно-Демократическая Республика – чучхейское государство с несокрушимой мощью. Пхеньян, Изд-во лит-ры на иностранных языках, 2008. С. 13-14.
4. Ким Чен Ир. Линия Сонгунской революции – это великая революционная линия нашей эпохи, всепобеждающее знамя нашей революции [Текст]: беседа с ответственными работниками ЦК Трудовой партии Кореи, 29 января 92 года чучхе (2003) / Ким Чен Ир. – Москва : О-во дружбы и развития сотрудничества с зарубежными странами, 2011. – 25, [1] с.; 19 см.
5. Ким Чен Ир. Об идеях чучхе / Ким Чен Ир. – Пхеньян: Изд-во лит. на ин. яз., 1989. – 204 с.

Монографии и статьи:

На русском языке:

6. Богатуров, А.Д., Аверков В.В. История международных отношений. 1945-2008. – М., «Аспект-Пресс», 2010. С.333.
7. Ванин Ю.В. Корейская война (1950-1953) и ООН. – М., Институт Востоковедения РАН, 2006.
8. Ким Чхоль У. Военноориентированная политика Ким Чен Ира. Пхеньян, Изд-во лит-ры на иностранных языках, 2002г.
9. Курбанов С.О. Основные положения северокорейских “идей приоритета армии” – сонгун// Сборник статей “Восточная коллекция” – №4(7) – М., 2001 – с. 58-65.
10. Ланьков А.И. Северная Корея: вчера и сегодня. – М.: Из-во восточные литературы. – 1995 – 291 с.
11. Мазуров В.М. Антияпонская вооруженная борьба корейского народа (1931-1949). М., Изд-во восточной литературы, 1958г. – 104с.
12. Мишин В.Ю. Северокорейская политика “сонгун” (приоритетное внимание армии): миф или реальность // Россия и АТР – №3 – М., 2006 – с. 105 – 109.
13. Ли Ги Бэк. История Кореи: новая трактовка. – М.«Русское слово – РС», 2007. – 464 с.
14. Панкина И.Ю. Политика приоритета армии (сонгун) в КНДР: истоки, сущность и формы проявления: дис. …канд. /полит.наук , Москва, 2011.

На корейском языке:

15. 오현철. 선군과민족의운명. 평양출판사 (О ХёнЧхоль. Сонгунгваминчжогыунмён. Пхеньян чхульпханса), 2007.
16. 로동신문 (Нодонсинмун)

Переодика

На русском языке:

17. Корея сегодня, 1997-20011гг.,

На корейском языке:

18. 로동신문 (Нодомсинмун), 1996, 1998, 2001-2011.


  1. Богатуров, А.Д., Аверков В.В. История международных отношений. 1945-2008. – М., «Аспект-Пресс», 2010. С.333.
  2. По данным Федеральной службы Государственной Статистики РФ: http://www.gks.ru/free_doc/2007/b07_11/25-05.html
  3. Ли Ги Бэк. История Кореи: новая трактовка. – М.«Русское слово – РС», 2007. – 464 с.
  4. North Korea: uneasy, shaky KomJong-il regime. Seoul, NawoePresss, 1997, p.23.
  5. Ланьков А.И. Северная Корея: вчера и сегодня. – М.: Из-во восточной литературы. – 1995 С.195.
  6. 로동신문 (Нодонсинмун), 16.06.1999.
  7. Ким Чхоль У. Военноориентированная политика Ким Чен Ира. Пхеньян, Изд-во лит-ры на иностранных языках, 2002, с. 6.
  8. Корея сегодня, апрель 2003г., С. 11.
  9. Панкина И.Ю. Политика приоритета армии (сонгун) в КНДР: истоки, сущность и формы проявления: дис. …канд. /полит.наук , Москва, 2011, с. 150
  10. Корея сегодня, июль 2008, стр. 12.
  11. Корея сегодня, июль 2008, стр.13.
  12. Корея сегодня, август 2008, стр. 22.
  13. 로동신문 (Нодонсинмун), 24.08.2010.
  14. Мишин В.Ю. Северокорейская политика “сонгун” (приоритетное внимание армии): миф или реальность // Россия и АТР – №3 – М., 2006. С. 105 – 109.
  15. Там же.
  16. Корея сегодня, август 2008, №9, С.13.
  17. 로동신문 (Нодонсинмун), 16.06.1999.
  18. Ким Чен Ир. Об идеях чучхе / Ким Чен Ир. – Пхеньян: Изд-во лит. на ин. яз., 1989. – с.7
  19. 오현친. 선군과 민족의 운명,평양출판사 (О ХёнЧхоль. Сонгунгва минжокы унмён. Пхеньян чхульпанса), 2007. С.57.
  20. Ким Чхоль У. Указ. Соч. С.57.
  21. Ким Чен Ир. Корейская Народно-Демократическая Республика – чучхейское государство с несокрушимой мощью. Пхеньян, Изд-во лит-ры на иностранных языках, 2008. С. 13-14.
  22. Ким Бон Хо.Видэхан сонгун сидэ[Великая эпоха сонгун]. Пхеньян. 2004. С.23.

SDC16136-0

Теги: ,

Категория: Документы, История, Оборона, Образование, Политика, Россия, Северная Корея

Добавить комментарий