сайт Единая Корея отмечает 15 лет со дня основания

«Кимирсенизм», как религиозное учение

| 23 декабря 2011 | Комментариев нет

За последнюю неделю в СМИ не раз задавались вопросами: «что происходит в КНДР?» и «что мы вообще знаем о Северной Корее?». За необходимыми разъяснениями стоит обратиться к книге руководителя Центра корейских исследований ИДВ РАН Александра Захаровича Жебина «Эволюция политической системы КНДР в условиях глобальных перемен».

Борьба за единомыслие и требования «не знать никаких идей кроме идей чучхе» привели к тому, что уже в 70-х годах произведения классиков марксизма-ленинизма оказались в КНДР фактически под запретом. Они исчезли из книжных магазинов и публичных библиотек и стали доступны лишь узкому кругу штатных партийных идеологов и специалистов.

Фактически чучхе было возведено в ранг всеобъемлющей, не подлежащей сомнению мировоззренческой системы, призванной, по примеру конфуцианства (и в качестве его замены) играть определяющую роль не только в политической практике, но и духовной жизни народа. В этой сфере чучхе, вслед за конфуцианством, стало выполнять определенные функции, которые характерны для религии.

Как во всякой религии, в чучхе появились свои пророки, святые и мученики, святыни и реликвии, и процессы над «еретиками». К первым относятся, безусловно, Ким Ир Сен и Ким Чен Ир. Их труды – священное писание чучхе, их слово – непогрешимо и представляет собой истину в последней инстанции и на все времена. Святые – это прежде всего родители Ким Ир Сена и его жена Ким Чен Сук, от брака с которой появился Ким Чен Ир. Мученики – это Ким Хек, Цой Гван Су, О Чжун Хыб и некоторые другие соратники Ким Ир Сена по антияпонской партизанской борьбе. В этой когорте периодически появляются новые герои. Уже в 90-х годах ее пополнили военнослужащие, погибшие при спасении от пожара деревьев, на которых сражавшиеся против японских колонизаторов корейские партизаны вырезали, согласно официальной историографии, лозунги, прославлявшие «трех полководцев горы Пэкту»-Ким Ир Сена, его жену Ким Чен Сук и Ким Чен Ира, которого якобы уже в то время стали называть «путеводной звездой», предвидя его руководящее будущее. Что же касается святынь, то именно так – «высшей святыней чучхе» официально называют в КНДР Кымсусанский мемориальный дворец, где покоится забальзамированное тело Ким Ир Сена. Посещение этого мемориала обязательно не только для каждого корейца, но и практически для всех иностранцев, сколько бы раз они не приезжали в страну.

Как и другие религии, кимирсенизм обзавелся собственным календарем (летоисчисление чучхе), основными датами которого являются даты обращения пророков к пастве (в календаре ТПК это даты наиболее важных выступлений и поездок Ким Ир Сена и Ким Чен Ира) и своими традициями (традиции горы Пэкту, традиции антияпонских партизан и т. п.).

Кое-что в нынешней атрибутике чучхе, унаследовано, видимо, и от христианства. Некоторые западные эксперты связывают это с религиозными склонностями матери Ким Ир Сена – Кан Бан Сок. Во всяком случае, когда на улицах Пхеньяна по случаю дней рождения Ким Ир Сена и Ким Чен Ира выставляются многочисленные стенды, красочно оформленные близлежащими предприятиями и организациями, на них обязательно присутствуют отретушированные фото «святой троицы» – отца (Ким Ир Сена) – в центре, Ким Чен Ира (сына) и Ким Чен Сук (его матери) – по бокам. Под ними на многих стендах прикреплен макет северокорейского Вифлеема – дома в Мангендэ, где родился Ким Ир Сен.

Разумеется, можно считать чисто случайными или даже гневно отвергать какие-либо аналогии между идеями чучхе, которые, согласно изданной в Пхеньяне «Энциклопедии кимирсенизма», представляют собой «самый высокий этап развития человеческой мысли и революционных идей рабочего класса» и такими «реакционными» учениями, как конфуцианство и христианство, однако человеку, знакомому с христианской традицией, такие аналогии, пожалуй, неизбежно придут на ум.

В конечном итоге кимирсенизм, как и ранее конфуцианство, превратился «в гигантскую смесь различных учений, адаптированную для нужд монархии», которая теперь пряталась под оболочкой псевдосоциалистической фразеологии. Став в качестве идеологии наследственной передачи власти официальным государственным учением, чучхе, как и конфуцианство, уже не могло позволить себе роскошь быть одной из конкурирующих идеологий.

Отрывок из книги А.З. Жебина «Эволюция политической системы КНДР в условиях глобальных перемен».


Категория: Документы, Политика, Религия, Северная Корея

Добавить комментарий