Наступит ли мир на Корейском полуострове?
OneKorea.RU – Резкое потепление межкорейских отношений и начало процесса подготовки мирного диалога между Севером и Югом, вселяет надежды на позитивную динамику в примирении на Корейском полуострове.
Вздохнет ли человечество свободно или этот временное явление?
Разобраться в последних событиях происходящих по обе стороны от 38-й параллели нам поможет наш политический обозреватель Ким Ен Ун.
Ким Ен Ун,
обозреватель
Разумный компромисс и добрая воля
В последние дни произошли важные события на Корейском полуострове, которые, во-первых, дают надежду на постепенное ослабление напряженности в регионе, во-вторых, свидетельствуют о готовности сторон к разумным компромиссам, не теряя при этом лица, в-третьих, вероятность поэтапного возобновления межкорейского сотрудничества.
Какие события и действия дают основание для таких выводов?
Сегодня, 9 июня 2013 г., в 10-15 по корейскому времени (в 5 ч. мск) начались переговоры делегаций высокопоставленных государственных служащих Северной и Южной Корей по подготовке министерской встречи, назначенной на 12 июня. Если учесть, что последняя министерская встреча была в июле 2007 года, а встреча представителей министерств обороны в феврале 2011 года и тот факт, что Севера в последние два года неизменно отказывался от правительственных контактов с Югом, при этом называя правительство Юна не иначе, как «марионеточным», то факт такой встречи имеет важное и дающее надежду значение.
Началось все 6 июня 2013 г. с заявления представителя Комитета по мирному объединению КНДР (это примерный аналог южнокорейского Министерства по делам объединения, т.е. правительственный орган, отвечающий за межкорейские отношения). В своем специальном заявлении, переданном по Центральному телевидению Северной Кореи примерно в 12 часов дня, он сделал четыре важных предложения, от которых, при здравом уме и желании нормализовать межкорейские отношения, правительству Южной Кореи нельзя было отказаться
Итак, что предложено.
- Имея в виду 15 июня (в этот день в 2000 г. было обнародована совместная Декларация по результатам первой встречи между лидерами КНДР и РК в Пхеньяне), предлагается провести межкорейские переговоры между представителями правительств по нормализации ситуации вокруг Кэсонского промышленного комплекса и возобновлению туристических поездок в горы Кымгансан.
Если на переговорах возникнет необходимость, можно обсудить и гуманитарные вопросы, начиная с встречи представителей разделенных семей и родственников.
Место и время переговоров можно было бы определить как удобно для Южной Кореи. - Предлагается безотлагательно осуществить посещение южнокорейскими бизнесменами Кэсонского промышленного комплекса и Кымгансанского специального международного туристического района и деловых контактов, а также активно поддержать взаимные поездки и контакты гражданских организаций Севера и Юга для делового сотрудничества.
Мы ранее уже разрешили посетить бизнесменам Кэсонский промышленный комплекс и разрешим посещение нашего региона бизнесменам, связанным с Кымгансанским туристическим бизнесом.
Кроме того, мы широко открываем двери для посещения и контактов южнокорейских гражданских организаций для делового сотрудничества. - Предлагается провести совместное национальное мероприятие в честь 13 годовщины Совместной Декларации 15 июня (2000 г.) и совместно отметить 41 годовщину совместного заявления 4 июля (1972 г.) с участием представителей правительств Севера и Юга.
Считаем, что проведение мероприятий в память о совместной Декларации 15 июня и совместном Заявлении 4 июля общественными организациями Севера и Юга с участием представителей правительств будет иметь большое значение и будет вкладом в улучшение межкорейских отношений. - Для того, чтобы гарантировать проведение межкорейских правительственных переговоров, посещение Кэсонского промышленного комплекса и гор Кымгансан, а также национальных мероприятий и чтобы мирно разрешить нынешние сложности в отношениях Севера и Юга, если правительство Южной Кореи откликнется на наши предложения, будут восстановлены различные системы связи, начиная с открытия линии связи между организациями Красного Креста в Пханмунжоме.
Наш курс на объединение, мир и процветание на базе национального компромисса и солидарности является последовательным.
Если правительство Южной Кореи искренне желает установить доверие и улучшения межкорейских отношений, оно не должно упустить нынешний шанс и, отбросив наносящие ущерб утопические догадки и подозрения, должно положительно ответить на наше великодушное смелое и доброжелательное предложение.
Анализ этих предложений позволяет говорить о блестящем дипломатическом ходе КНДР. Можно сказать, что Северная Корея предложила изящный выход из тупика межкорейских отношений, в возникновении которого отчасти присутствовали и ее усилия.
Во-первых, среди них есть предложение, от которого ни одно правительство Южной Кореи не может отказаться. Речь идет об организации встречи разделенных семей и родственников. Даже предыдущий президент Ли Мен Бак, при всем его высокомерии по отношению к северянам, не смог бы отказаться от такого предложения.
Всего с 1985 года было организовано 18 встреч разделенных семей. Остальные прошли в период между 15 августа 2000 года и 5 ноября 2010 г. Вообще считается, что по обе стороны демаркационной линии находится более 10 миллионов человек, у которых есть родственники за ней и с которыми они не могут встретиться или даже переписываться или позвонить. Последняя, 18-я, встреча была проведена в два этапа в конце октября – начале ноябре 2010 года.
В Южной Корее на конец мая нынешнего года из числа подавших заявки на встречу с живущими в КНДР родственниками не смогли осуществить свою мечту 128 тыс. 808 чел. Из них люди старше 90 лет составляют 9,4%, от 80 до 89 лет – 40,6%, от 70 до 79 лет – 30,5%. Недавние подсчеты показали, что из них 42,5% уже умерли, причем среди людей старше 90 лет умерло 47,6%, а в возрасте от 80 до 89 лет – 40,6%.
Понятно, что каждый руководитель Южной Кореи, политической партии, премьер-министр, министр по делам объединения обещают этим несчастным старикам организовать встречи разделенных семей. Это обещали и нынешние президент Пак Гын Хе, и министр по делам объединения Рю Гил Чже. Вот почему они не смогли отказаться от предложения КНДР.
Во-вторых, идея организации встречи разделенных семей была дана в увязке с осуществлением других, более крупных экономических проектов, от которых правительству РК также было бы невозможно отказаться. Речь идет о пожелании обсудить на правительственном уровне вопросы нормализации обстановки вокруг Кэсонского промышленного комплекса и возобновлении туристических поездок в горы Кымгансан.
Как известно, из Кэсонского промышленного комплекса по решению правительства КНДР были отозваны сначала все 54 тыс. работавших северокорейских работников, а затем, по решению правительства РК, и все 800 с небольшим южнокорейских специалистов и бизнесменов, которые работали в 123 фирмах там.
Северная Корея предлагала бизнесменам Южной Кореи приехать в Кэсон и вывезти оттуда готовую продукцию и вопросы сохранности оборудования и имеющегося сырья доля производства. Правительство РК заявило, что вопрос о Кэсонском комплексе нужно решать не на уровне фирм, а путем переговоров представителей правительств. В принципе позиция южнокорейского правительства была понятна: нельзя оставлять фирмы один на один с государственной машиной КНДР, в такой ситуации они должны получить защиту правительства и их вопросы должны решаться при его поддержке. При этом власти РК считали необходимым обсудить только вопрос о вывозе готовой продукции и сохранности оборудования и сырья. А предложение Северной Кореи предусматривает обсуждение вопроса о возобновлении работы Кэсонского комплекса, т.е. это принципиально другая и более широкая и политическая постановка вопроса.
Также предлагается возобновить туристические поездки в священные для каждого корейца горы Кымгансан. В начале нашего столетия был специальный проект развития Кымгансанского туристического проекта, который давал монопольное право на международные туристические поездки в горы Кымгансан южнокорейской фирме «Хенде Асан» и она только за первые 8 лет 21 века организовала их посещение более чем миллиона туристов из Южной Кореи. Это был прибыльный бизнес. Каждый кореец мечтает побывать там, настолько прекрасна там природа, прозрачен и чист воздух, вид ландшафта вообще действует умиротворяющее на каждого человека, в том числе и сверхзанятого, находящегося в жестком цейтноте, в стрессовом состоянии. В этот проект были вложены десятки миллионов долларов южнокорейскими фирмами, построены гостиницы и другая туристическая инфраструктура. А КНДР даже приняла специальный закон по этому проекту, наделив ее правами специальной экономической зоны. Кроме того, для доступа туристов она ликвидировала военно-морскую базу вблизи этого комплекса, вывела вглубь страны располагавшуюся там сухопутную воинскую часть.
Но предыдущий президент РК Ли Мен Бак использовал трагическую гибель туристки Пак Ван Чжа в горах Кымгансан в 11 июля 2008 г. и закрыл в том же месяце проект, прежде всего потому, что он начал осуществляться при президенте Ким Дэ Чжуне, либерале, лауреате Нобелевской премии мира, к тому же приносил живые деньги, хоть и небольшие, в казну Северной Кореи. С тех пор КНДР неоднократно выдвигала предложение о возобновлении работы Кымгансанского туристического комплекса, но правительство Ли каждый раз отклоняло их или просто оставляло без ответа. А новому правительству РК, в полном составе работающему всего два месяца, пока еще было не до него. И вот предложение КНДР по этому возобновлению проекта, изящно поданное в увязке с встречами разделенных семей и Кэсонским проектом, что не оставляло никакого другого выбора для РК, кроме как принять его.
Предложение провести совместные мероприятия в честь 13 годовщины Совместной Декларации 15 июня (2000 г.) и совместно отметить 41 годовщину совместного заявления 4 июля (1972 г.) с участием представителей правительств Севера и Юга, а также общественных организаций также является важным дипломатическим ходом КНДР. Дело в том, что, во-первых, весной Северная Корея уже выдвигала предложение о проведении совместных общенациональных мероприятий общественными организациями, на что Южная Корея ответила отказом, мотивируя тем, что в сложившейся на тот момент напряженной обстановке проведение таких мероприятий при игнорировании правительственных структур Юга со стороны партнеров является неприемлемым. Более того, правительство РК запретило и общественным организациям направлять делегации на проведение таких мероприятий на территории КНДР. Во-вторых, чтобы не отклонять весь пакет предложений северян, Югу пришлось согласиться с проведением в той или иной форме этих мероприятий, да еще с участием представителей правительства, фактически соглашаясь с позицией Севера о значении исторической встречи лидеров двух Корей в июне 2000 года. Это особенно важно, потому что консерваторы до сих пор или не признают эту встречу саммитом, или, как считало окружение предыдущего президента, ошибкой, как и вся северокорейская политика предшествовавших двух либеральных правительств.
В-третьих, сейчас же северяне увязали мероприятия к 13 годовщине саммита 2000 года с 41 годовщиной обнародования совместного заявления между КНДР и РК 4 июля 1972 г., подписанного по поручению своих лидеров руководителем ЦРУ РК Ли Ху Раком и заведующим оргинструкторским отделом ЦК ТПК Ким Ен Чжу. До сих пор ни в КНДР, ни в РК какие-либо мероприятия в связи с этой датой не проводились. Север точно рассчитал, что это новое, свежее, креативное предложение, а также то, что Юг не откажется, хотя бы потому, что в том заявлении были заложены основы последующих двухсторонних документов, а также потому, что документ подписывался по поручению отца нынешнего президента РК.
КНДР также пообещала, что, если Южная Корея принимает это предложение, то она откроет все каналы связи, прежде всего канал связи по линии Красного Креста в Пханмунжоме, а также широко откроет двери для взаимных поездок и контактов по проблемам сотрудничества.
Как видно, предложения КНДР представляют на данном этапе закрытый список экономических, политических и гуманитарных проблем и не ориентированы на решение военных вопросов, тем более вопросов, связанных с ядерной проблематикой Корейского полуострова.
Через час после обнародования предложений КНДР последовал краткий отклик со стороны Республики Корея, суть которой состоял в том, что она приветствует предложения Севера. Но для того, чтобы сформулировать более конкретно свою позицию, южанам потребовалось еще 6 часов, в течение которого проходили вначале обсуждение в Министерстве по делам объединения, а потом уже на уровне президентской администрации, в частности, в Совете национальной безопасности, которое, по сообщениям южнокорейских СМИ, проходило под руководством Президента Пак Гын Хе.
Ответ правительства РК, который зачитал на брифинге Министр по делам объединения Рю Гил Чже, был следующим:
- РК позитивно оценивает факт принятия предложения правительства Южной Кореи о межправительственных переговорах.
- Для разрешения проблем Кэсонского промышленного комплекса, туристических поездок в горы Кымгансан, встреч разделенных семей и других предлагается проведение 12 июня в Сеуле переговоров на уровне министров.
- Для обсуждения практических вопросов подготовки межкорейских переговоров было высказано пожелание, чтобы с 7 июня, т.е. со следующего дня, были возобновлены работа линий связи, начиная с офиса связи в Пханмунжоме.
Была выражена надежда , чтобы переговоры стали предпосылкой развития межкорейских отношений на базе доверия.
Ответ правительства РК предлагал сосредоточиться на проблемах Кэсонского комплекса, туристических поездок в горы Кымгансан и встреч разделенных семей, отнеся к числу других мероприятия политического характера, в том числе по 13 годовщине первого межкорейского саммита и 43 годовщины совместного заявлениям 1972 г.
Было опасение, что Север может быть недоволен таким ответом Юга, особенно в практическим игнорированием общественно значимых мероприятий, но на следующий день северяне заявили о положительной оценке согласия РК на их предложение и выдвинули в развитие заявления правительства РК предложение о проведении встречи для подготовки министерской встречи в г. Кэсоне на 9 июня и о том, что с 14-00 будет возобновлена работа линии связи в Пханмунжоме.
На Севере понимали, что с южнокорейской стороны могут быть предприняты шаги, которые могут быть для них не совсем удобными, ну, например, изменение места проведения переговоров, попытка свести дело к встрече мелких чиновников, но, поскольку в заявлении 6 июня было сказано, что место переговоров и время отдается на усмотрение Юга и демонстрируя серьезность своих намерений на нормализацию межкорейских отношений, КНДР приняла и это предложение и не стала торговаться из-за того, что южане назначили переговоры в Пханмунжоме не в знаменитых бараках, через которые проходит линия перемирия, а на южной стороне демилитаризованной зоны в Пханмунжоме, на территории РК, в здании, носящем название Дома мира. Хорошо, что обе стороны проявили здесь достаточно терпения и готовности не поднимать шума из-за деталей, в данном случае не являющихся принципиальными.
Северная Корея решила направить делегацию в составе трех человек во главе с руководителем аппарата Комитета по мирному объединению Родины Ким Сон Хе. Назначение главой северокорейская стороны женщины должно было продемонстрировать, что с равноправием мужчин и женщин на Севере давно все в порядке, в том числе и в государственном управлении. К тому же она опытный работник, хотя и сравнительно молодая, давно уже участвует в межкорейских переговорах, а в декабре 2011 года возглавляла группу высокопоставленных госслужащих, принимавших вдову президента Ким Дэ Чжуна госпожу Ли Хи Хо и обеспечивавших программу ее пребывания на похоронах Ким Чен Ира.
Представители Министерства по делам объединения понимали, что со стороны Севера будет достаточно солидная делегация, имеющая большие полномочия для обсуждения всего спектра вопросов, которые должны стать предметом министерских переговоров и потому решили главой делегации назначить чиновника уровня не зав. Отделом, а начальника департамента. Таким образом, выбор пал на начальника департамента политики объединения Чон Хе Сона. Как впоследствии выяснилось, решение было правильным.
Реакция министерства РК по делам объединения на предложения Севера показывает, что и чиновников министерства, и сотрудников совета инициатива национальной безопасности застала врасплох. Это видно не только потому, что потребовалось целых 7 часов, чтобы ясно выразить свое отношение к ним и понять, что они предполагают обсуждение на весьма высоком уровне не ниже ранга министра (отсюда и предложение Юга о министерской встрече, на то и рассчитывали на Севере), но и потому что со стороны Юга не смогли спрогнозировать, что Север в отчет выдвинет предложение о подготовительной встрече уже на уровне непосредственных исполнителей, имеющих полномочия принимать определенные решения, а не просто транслировать чужие указания. Поэтому на второй день КНДР еще раз дипломатически опередила РК, проявив инициативу об организации подготовительной встречи чиновников высокого ранга для организации переговоров министерского уровня. Югу пришлось опять отвечать на эту инициативу.
В то же время, можно предположить, что Север проявил такт, потому что он мог сразу предложить и министерскую встречу, и подготовительную встречу и место встречи, потому что все это лежало на поверхности. Но, по-видимому, он хотел, чтобы эти встречи были бы продемонстрированы как итог совместных усилий двух сторон, поэтому и предоставил Югу выбрать уровень переговоров, время и место их проведения, заведомо зная, что РК выберет и министерский уровень, и предложит свою столицу, хотя, как известно, последняя из предыдущих министерских встреч состоялась 21 июля 2007 г. в Сеуле и по правилам должна была бы проходить в Пхеньяне или в Кэсоне. Кстати, предложение о проведении подготовительной встречи чиновников в Кэсоне, выдвинутое Севером, было своеобразной проверкой того, хотят ли южане какого-то равенства в организации переговоров или будут пытаться все провести у себя. По этому показателю можно примерно понять, каков будет тон переговоров и настроена ли южнокорейская делегация на какие-то компромиссы и взаимные уступки. Реакция Минобъединения РК показала, что переговоры будут очень трудными, если не на этапе подготовки переговоров, то на этапе основных переговоров.
Представляется важным понимание причин, по которым Юг согласился на предложение Севера, осознавая, что инициатива за Севером и в известной степени дела идут в основном по его сценарию.
С одной стороны, президент Пак, даже в период наибольшего обострения отношений, даже когда северокорейские СМИ перешли к прямым оскорблениям, говорила о необходимости нормализовать двусторонние отношения, добиться осуществления «процесса доверия», о не приемлемости военной ядерной программы КНДР, буквально за час до выдвижения инициативы со стороны Севера, который уже раз, критиковала решение мартовского пленума ЦК ТПК 2013 г. об одновременном наращивании ядерных сил и экономического строительства, говорила, что северные соседи ничего не выиграют от ядерного оружия. С другой стороны, в то же время она неоднократно подчеркивала, что нельзя зацикливаться только на ядерной программе, а необходимо последовательно ослабить напряженность, нормализовать отношения, наладить сотрудничество и постепенно создавать условия для решения северокорейской военной ядерной проблемы. То есть, президент приняла предложение Севера, руководствуясь своими политическими принципами и демонстрировав умение пойти на достойные компромиссы.
Думается, что серьезное влияние и на позицию КНДР и на позицию РК оказали состоявшиеся 7-8 июня переговоры между председателем КНР СИ Циньпином и президентом США Б. Обамой в Ранчо виллидже (штат Калифорния). То, что предложение выдвинуто Севером и принято Югом именно накануне американо-китайского саммита, свидетельствует о том, что обе стороны, что называется, сыграли на опережение, чтобы не создавать впечатление, что в будущем они нормализуют отношения под влиянием или даже давлением со стороны США и КНР и, даже более того, чтобы продемонстрировать свою способность решать двухсторонние отношения без чьей-то поддержки, самостоятельно. В последующие годы, по-видимому, задачи, которые будут решать оба корейских государства самостоятельно, будут расширяться, с тем, чтобы выполнить условия решения задачи объединения Кореи, выдвинутые 41 год назад дедом нынешнего лидера Северной Кореи Ким Ир Сеном и отцом нынешнего лидера Южной Кореи Пак Чон Хи и прежде всего – самостоятельное мирное его решение.
С другой стороны, лидеры двух Корей в известной степени освободили Председателя КНР и президента США от обсуждения и принятия решения по одному из вопросов, по которому у них могли возникнуть серьезные противоречия, тем самым облегчили им хотя бы одну, но чрезвычайно важную задачу.
Сейчас важно, чтобы стороны не завышали свои требования и не пытались бы ставить вопросы, которые на данном этапе не могут быть решены. Потому что ставить эти вопросы, значит заведомо обрекать эти переговоры к неудаче. Искусство дипломатии и политики заключается в том, чтобы ставить те вопросы, которые реализуемы в данный конкретный момент, а те, которые могут решены в дальнейшем, ставить из разрешение и предлагать меры их решения постепенно, шаг за шагом, причем начинать с тех, которые приемлемы для партнеров, учитывать обеспокоенность и заботы обеих сторон и которые могут быть, хоть и со спорами, но, в конечном итоге, решены.