Республика Корея и страны Латинской Америки в эпоху глобализации и соглашений о свободной торговле
OneKorea.RU – В начале 2000-х годов визит президента Но Му Хена в ряд латиноамериканских стран, таких как Аргентина, Бразилия, Перу, а позднее в Мексику, Коста-Рику и Гватемалу, дал новый толчок развитию культурных обменов и практического сотрудничества между странами в сфере политики, экономики и торговли.
По данным Министерства планирования и финансов в настоящее время Республика Корея определяет пять приоритетных направлений сотрудничества с латиноамериканскими странами: область энергетики, продовольствия, лесного хозяйства, торговли и освоения ресурсов. Активная внешнеторговая политика Республики Корея направлена на расширение рынков экспорта путем взаимовыгодного открытия рынков со странами-партнерами в области индустрии, сельского хозяйства и сервиса, на стабильное обеспечение природных ресурсов и энергетики, с учетом высокой зависимости корейской экономики от внешних факторов.
Одним из условий развития торговли в мировой экономике является создание зоны свободной торговли. Формирование зоны свободной торговли предусматривает отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, количественных ограничений во взаимной торговле, отмену тарифных барьеров на пути движения товаров, услуг, инвестиций, интеллектуальной собственности и др. В соответствии с соглашением каждая страна сохраняет право на самостоятельный режим торговли по отношению к третьему государству.
Соглашения о свободной торговле являются главной частью региональных торговых соглашений. По данным Всемирной торговой организации по состоянию на ноябрь 2015 года в мире насчитывалось 404 региональных торговых соглашений, 232 из которых являются соглашениями о свободной торговле. Развитие региональных торговых соглашений ускорилось с момента создания ВТО. 87,6% от всех региональных торговых соглашений, вступивших в силу с 1995 года, были подписаны в рамках ВТО.
Республика Корея не являлась лидером в этом аспекте, но на начало 2016 года ею было подписано 16 соглашений о свободной торговле, 14 из которых вступили в силу. Ряд соглашений подписан с блоком стран (например, АСЕАН), поэтому действуют они в отношении в общей сложности 55 государств. И в настоящее время правительство страны рассматривает соглашения о свободной торговле в качестве эффективной меры стимулирования экспорта и экономического роста, использования по максимум преимуществ процессов глобализации в мировой экономике. На стадии исследований и переговоров в настоящее время находится еще 11 соглашений о свободной торговле с рядом государств.
Первое соглашение о свободной торговле было подписано с Чили в феврале 2003 г. (вступило в силу в апреле 2004 г.). Следующее соглашение о свободной торговле было подписано с Перу в марте 2011 г. (вступило в силу в августе 2011 г.). В феврале 2013 г. подписано подобное соглашение с Колумбией. На стадии переговоров о подписании соглашений о свободной торговле – страны Центральной Америки – Панама, Коста-Рика, Гватемала, Гондурас, Сальвадор и Никарагуа). Ведутся также переговоры с Эквадором, возобновлены переговоры с Мексикой. Идет исследвоание и подготовка к переговорам о свободной торговле со странами, входящими в региональное экономическое объединение МЕРКОСУР (Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай).
Таким, образом, по состоянию на февраль 2016 года Республика Корея в отношении стран Латинской Америки имеет два действующих соглашения о свободной торговле (Чили, Перу), одно подписанное (Колумбия) и три соглашения находятся на стадии исследований и переговоров (страны Центральной Америки, Мексика, МЕРКОСУР – 11 государств).
В результате подписания соглашения о свободной торговле между Республикой Корея и Чили, объем торговли между двумя странами увеличился в четыре раза , что сделало Корею одной из пяти стран-партнеров, лидирующих в торговле с Чили.
К примеру, в 2003 году, до заключения соглашения о свободной торговле в Чили было продано около 10 810 автомобилей компании HyundaiMotor. В настоящее время, с вступлением в силу соглашения о свободной торговле, доля корейских автомобилей занимает более 30% на чилийском автомобильном рынке. Корейская электроника, включая телевизоры, мобильные телефоны, кондиционеры, холодильники, стиральные машины, занимает от 60% до 70% объема рынка. Значительно увеличился экспорт корейских мобильных телефонов в Чили, показав годовой прирост, в среднем на 100%.
В 2010 г., через шесть лет после заключения соглашения о свободной торговле, около 2400 корейских компаний вышли на рынок Чили, причем 96% этих компаний – представители малого и среднего бизнеса. Доля экспортируемой продукции этих компаний выросла с 49 до 83%. Подписание соглашения о свободной торговле практически не повлияло на крупные компании Республики Корея, так каких экспортные позиции были достаточно устойчивыми.
В 2011 г. Республика Корея заняла первое место по числу товарных единиц импорта Чили. Доля южнокорейских товаров на рынке Чили выросла с 2,98% в 2003 г. до 6,41% в 2010 г., а объем экспорта на этот период вырос на 462% и составил 2,95 млрд. долларов США.
Товарооборот Республики Корея и Перу в 2010 г. составил 1,98 млрд долл. США. В 2011 г. он вырос на 40,3% и составил 3,32 млрд долл. США. Конечно, нельзя сказать, что это произошло лишь благодаря заключению соглашения о свободной торговле, так как оно вступило в силу лишь в августе 2011 г. В сравнение с другими странами, по объему товара, импортируемого из Республики Корея, Перу в 2012 г.заняло 43 место; по объему экспорта в Корею Перу находилось на 32 месте.
Республика Корея стала первым государством в Азии, создавшим зону свободной торговли с Республикой Колумбия. «Корейско-колумбийское FTA, как ожидается, расширит объем торговли между двумя странами в пять и более раз в течение следующих пяти лет»,- заявил президент Ли Мен Бак в интервью колумбийской газете ElTiempo. – Соглашение FTA поможет Колумбии в продвижении на азиатский рынок, в то время как Корея увеличит свое присутствие и развитие бизнеса и торговли в Южной Америке». Корея поставляет в Колумбию в основном автомобили, запчасти и синтетические смолы, в то время как Колумбия экспортирует в Корею кофе, сырую нефть и ферросплавы. Благодаря свободной торговле, пошлины на корейские автомобили будут устранены в течение десяти лет, в то время как пошлины на кофе из Колумбии исчезнут уже в течение трех лет.
Правительство Республики Корея заинтересовано в природных ресурсах стран Центральной Америки, а они, в свою очередь, стремятся привлечь инвестиции южнокорейских бизнесменов и продавать свои товары на азиатском рынке. Центральноамериканские страны в 2014 году вышли на пятое место среди стран Латинской Америки по объему ВВП, который составил 209,8 миллиардов долларов. Торговля между Республикой Корея и шестью странами Центральной Америки в 2014 году достигла 5 миллиардов долларов.
Детали соглашения о свободной торговле, согласованные в ноябре 2016 года включают отмену более 95 процентов тарифов в течение 10 лет. Каждая из стран будет формировать собственный перечень товаров, которые могут быть включены в соглашение о свободной торговли. Основу экспорта Республики Корея в страны Центральной Америки составляют автомобили, косметические, фармацевтические товары, сталь, бытовая техника. Импорт представлен сельскохозяйственными товарами, такими как кофе, сахар, тропические фрукты. Подписать соглашение планируется в первой половине 2017 года. Далее потребуется его одобрение парламентом каждой страны, после чего оно может ступить в силу.
Подписание соглашения о свободной торговле со странами Центральной Америки может сформировать для Республики Корея стратегическую зону свободной торговли, соединяющую Северную и Южную Америки, создаст платформу для более активного освоения местного рынка.
По мнению экспертов, соглашение, которое планируется заключить между Республикой Корея и Эквадором, будет иметь форму стратегического договора по экономическому сотрудничеству (SECA). Ввиду большой ассиметричности развития экономик двух стран бесспорным выгодоприобретателем по результатам планируемого соглашения будет Эквадор, который заинтересован в углублении отношений с южнокорейским государством. В отличие от традиционных соглашений о свободной торговле, планируемый к подписанию договор предусматривает обмен знаниями и технологиями. Республика Корея заинтересована в усилении позиций в регионе и в сотрудничестве с богатой ресурсами страной.
Обсуждение вопросов по соглашению о свободной торговле между Республикой Корея и Мексикой после второго раунда переговоров в 2008 году были приостановлены. Но торгово-экономические отношения между двумя странами развиваются. Если в 1967 году объем экспорта южнокорейского государства составлял 55 тысяч долларов, то в 2014 году этот показатель составил 10 млрд. 846 млн. долларов, то есть экспорт Республики Корея в Мексику за этот период увеличился практически в 20 раз. Общий товарооборот в 2014 году составил 14 млрд. 114 млн. долларов.
Для Мексики Республика Корея является шестым по значимости торговым партнером. Для Республики Корея Мексика является десятой страной по внешнеторговому товарообороту. Торговый баланс с Мексикой является положительным с 1988 года. Южная Корея импортирует прежде всего полезные ископаемые и морепродукты, Мексика – электронику и автозапчасти. Кроме того, прямые иностранные инвестиции Республики Корея в Мексику за период с 1999 года по настоящее время превысили 1 млрд. долларов. Мексика за этот период инвестировала в Республику Корея более 200 млн. долларов.
В ноябре 2015 года на саммите АТЭС в Маниле президент Республики Корея Пак Кын Хе обратилась к президенту Мексики Энрике Пенья Ньето с просьбой начать процесс перезагрузки переговоров о создании зоны свободной торговли. С таким же предложением к мексиканскому коллеге обратился министр иностранных дел Республики Корея Юн Бен Се.
Учитывая преимущества соглашений о свободной торговле, сотрудничество Республики Корея с МЕРКОСУР в рамках соглашения позволит увеличить товарооборот между странами. В газете Nikkei (Япония) в июне 2012 г. сказано, что Корея движется в направлении превращения ее в центр свободной торговли. Благодаря экономической политике, направленной на реализацию соглашений о свободной торговле, Республика Корея стала девятой страной, объем торговли которой, в декабре 2011 года, превысил триллион американских долларов.
Безусловно, торговля в Республике Корея является важным фактором развития экономики (95,95% от ВВП в 2014 г.), поэтому развитие торговых отношений со странами Латинской Америки, в том числе путем формирования зон свободной торговли, является актуальным.
Республика Корея превратилась за последние два десятилетия в важного коммерческого компаньона ряда стран Латинской Америки.
Корея и латиноамериканские страны увеличили свой товарооборот в среднем на 16 % в год за последние 20 лет, согласно данным CAF (Банк развития Латинской Америки), и крупные южнокорейские концерны активно реализуют важные проекты в странах региона.
Инвестиционная политика Республики Корея в Латинской Америке
Другим не менее важным фактором развития экономики являются инвестиции, занимающие второе место по значимости после внешнеторговых операций.
В 1998 году в Республике Корея был принят Закон «О поощрении иностранных инвестиций» (Foreign Investment Promotion Act), в соответствии с которым бывшее в то время Министерство промышленности, торговли и ресурсов совместно с Комитетом по иностранным инвестициям должны были проводить политику по привлечению иностранных инвестиций в страну. Практическое выполнение инвестиционной политики государства осуществляет Корейское агентство по содействию торговле и инвестициям (КОТРА) и действующая на его базе государственная организация – InvestKorea.
Республика Корея обращает большое внимание инвестиционному сотрудничеству с латиноамериканскими странами.
Одной из стран с высокой инвестиционной привлекательностью является Мексика. Эта страна обладает огромными земельными и минеральными ресурсами, высококачественным человеческим капиталом, низкими логистическими издержками и прозрачными правилами, регулирующими торговую деятельность. Географическое положение и указанные преимущества способствуют выбору Мексики в качестве страны для размещения предприятий, ориентированных на североамериканский рынок. Гиганты южнокорейской экономики Samsung, LG, POSCO освоились и развернули производство своей продукции в Мексике для экспорта в североамериканские страны. Так, с момента установления дипломатических отношений между южнокорейским государством и Мексикой общий товарооборот вырос до 14 млрд. долларов, и среди стран, с которыми у Южной Кореи сохраняется профицит торгового баланса, Мексика заняла седьмое место.
Объем инвестиций Республики Корея в Мексику за период с 1980 по 2010 годы увеличился в 640 раз. Если ранее весь объем инвестиций направлялся на развитие оптовой и розничной торговли (создание торговых предприятий), то в последние годы 90% инвестирования направлено на развитие производства.
Для развития и защиты инвестиционного капитала между странами в 2002 году было подписано соответствующее соглашение, которое оказало значительное влияние на структуру товарооборота двух стран. Республика Корея после подписания документа резко увеличила поставки автозапчастей и комплектующих, полупроводников и изделий электронной промышленности. Значительные доходы приносят подряды на строительство объектов инфраструктуры. 42% от всех заказов стран Латинской Америки приходится по этому сегменту на Мексику. Инвестиционный потенциал Мексики высокий, поскольку она обладает большими запасами сырьевых ресурсов, производит инвестирование в развитие добывающих отраслей, стимулирует строительство автомобильных заводов.
Общий накопленный объем инвестиций Республики Корея в Мексику составляет 2,6 млрд. долларов, и около 98 процентов вложений были осуществлены после 2002 года.
Правительство и крупный бизнес Республики Корея заинтересованы в активизации процессов инвестирования в Чили. Федерация корейских промышленников (FKI) и Комитет по иностранным инвестициям Чили подписали в 2013 году меморандум по обмену бизнес-информацией по устранению препятствий в вопросах инвестирования. После подписания соглашения о свободной торговле товарооборот между странами вырос за десять лет в 2,6 раза с 2,64 млрд. долларов в 2004 году до 6,89 млрд. долларов в 2014 году.
На развитие инвестиционного сотрудничества между Республикой Корея и Колумбией оказали следующие межправительственные соглашения. Кроме соглашения о свободной торговле, о котором упоминалось ранее, в ноябре 2009 года было подписано соглашение об избежании двойного налогообложения и финансовом сотрудничестве. Кроме того, в июле 2010 года было подписано соглашение о защите и развитии инвестиций. Эти договоренности позволят создать условия для роста инвестиционных потоков и предотвратят возможность уклонения от уплаты налогов. По данным Министерства иностранных дел Республики Корея объем накопленных инвестиций в Колумбию на 2014 год составляет 565 млн. долларов.
Направление инвестиционной политики Южной Кореи в Перу преимущественно связано с рыбоперерабатывающей промышленностью. Так, объем инвестиций в данный сектор экономики в 2009 году вырос до 2,7 млрд. долларов. В Перу действует более 10 южнокорейских перерабатывающих предприятий, основные потребители которых Республика Корея, Япония и ряд стран северо-восточной Азии.
В последние годы активизировались экономические отношения Республики Корея и Коста-Рики. Так, в 2015 году на конференции ООН по изменениям климата министры иностранных дела Юн Бен Се и Мануэль Гонсалес обсудили вопросы дальнейшего развития товарообменных операций и инвестиций. Коста-Рика заинтересована в развитии и модернизации текстильной промышленности и объектов инфраструктуры, главным образом, мостов и аэропорта. Южная Корея надеется на участие в таких инфраструктурных проектах.
Заинтересовано в инвестициях Республики Корея правительство Уругвая. Председатель нижней палаты парламента Уругвая Анибал Перейра (Anibal Pereyra) призвал бизнес Южной Кореи расширить свое присутствие в южноамериканской стране, сказав, что инвестиции сыграют важную роль в развитии страны. Наряду с этим, парламент Уругвая утвердил двусторонний договор об инвестициях и устранении двойного налогообложения. Пристальный интерес Уругвая вызывает судостроение и портовое хозяйство Республики Корея, так как в настоящее время Уругвай строит глубоководный порт на Атлантическом побережье.
Несмотря на стремление правительства Республики Корея развивать инвестиционные проекты в латиноамериканских странах, не все страны региона имеют стабильную инвестиционную привлекательность. Аргентина, согласно данным организации по экономическому сотрудничеству и развитию, причислена к седьмому классу инвестиционной привлекательности, одному из самых низших, из-за огромного внешнего долга, протекционистской торговой политики, жесткого регулирования обмена валюты. Поэтому страна представляет наивысший риск для инвестиций Республики Корея среди других стран региона.
Суммарный объем инвестиций в страны Латинской Америки по состоянию на 2014 год по данным Министерства иностранных дел Республики Корея, составляет примерно 10 млрд 160 млн. долл. (Бразилия – 6 800 млн. долл., Мексика – 2 600 млн. долл., Колумбия – 565 млн. долл., на долю остальных стран приходятся небольшие объемы инвестирования (Никарагуа – 150 млн. долл., Коста-Рика – 9 300 тыс. долл., Барбадос – 1190 тыс. долл., Сент-Люсия – 500 тыс. долл.).
Инвестиционное сотрудничество Республики Корея со странами Латинской Америки развивается по двум основным направлениям. С одной стороны – создание совместных предприятий в отраслях обрабатывающей промышленности, с другой, в рамках ресурсной дипломатии – реализация горнорудных и энергетических проектов.
Так, южнокорейские компании Dongkuk Steel и POSCO E&C успешно реализуют на северо-востоке Бразилии мегапроект металлургического завода для фирмы CSP, который будет выпускать 6 млн. тонн слябов в год для их последующей поставки в республику Корея.
Компания HyundaiHysco строит в Мексике завод по обработке автостали, который будет поставлять металл для строящегося автосборочного завода Kia.
Один из лидеров мирового производства строительной техники Doosan построило в Бразилии первый в Латинской Америке крупный завод Doosan Infracore South America по производству экскаваторов, погрузчиков, мощностью более 2000 единиц техники в год.
Корейская государственная компания Korea Resources Corp. участвует в инвестиционных горнорудных проектах по добыче редкоземельных, черных и цветных металлов. На горнопромышленной конференции в Сантьяго было отмечено, что Чили является перспективным направлением для инвестирования. Для Korea Resources наиболее интересными являются вложения в добычу коксующегося угля, меди, редкоземельных металлов, а также геологоразведка и добыча угля, урана, железной руды, меди, цинка и никеля. Доля Латинской Америки в горнорудных инвестициях Республики Корея составляет 19%.
Республика Корея является крупным импортером лития. Так, в 2014 году в страну было ввезено 15 тысяч тонн лития. Корпорация POSCOв 2016 году заключила договор с аргентинской фирмой Lithea на совместную разработку залежей на озере Pozuelo, содержащих по экспертным оценкам 1,5 млн. тонн лития. Объем высокоочищенного лития составит 2,5 тыс. тонн в год. Это даст возможность производить до 60 тысяч аккумуляторных батарей для электромобилей.
Латиноамериканское направление развития креативной экономики Республики Корея
Одним из направлений подъема экономики страны и развития международного сотрудничества правительство Республики Корея видит в развитии отраслей креативной экономики. «Ключ к подъему страны из состояния застоя в экономике и его нисходящей спирали лежит в области креативных отраслей», – заявила президент Пак Кын Хе на церемонии открытия «Фестиваля Центра креативной экономики и инноваций», состоявшейся в Тэджоне 27 августа 2015 г.
Для целей развития данной отрасли в Республике Корея создано Агентство по поддержке креативной сферы, призванное стимулировать производство и распространение игрового софта, образовательных он-лайн ресурсов, видео- и аудиопродукции, развитие кинобизнеса, анимационных продуктов, музыки.
Доля Республики Корея в мировой торговле креативными товарами в 2008 г. была невысока (около 1%), однако начало 2010-х гг. изменило ситуацию. В 2011 г. Республика Корея занимала 9 место в мире по объемам экспорта продукции креативной промышленности с объемом 793 млн долл. США (2,2% от общего объема мирового рынка). Министерство культуры страны поставило перед собой план занять 5 место в мире по этому показателю к 2020 г.
Феномен распространения «корейской волны» позволил Республике Корея занять прочные экспортные позиции на международном рынке. Так, например, поп-сенсация Сай со своим известным хитом «GangnamStyle» за короткий период набрал 2,5 миллиарда просмотров на YouTube.
Развитие информационных технологий, прежде всего, интернета, позволило распространить «корейскую волну» по всему миру.
Не явились исключением и латиноамериканские страны. В апреле 2015 года президенты Республики Корея Пак Кын Хе и президент Бразилии Дилма Руссефф подписали серию соглашений о сотрудничестве в сферах, связанных с креативной экономикой Кореи. Так, бразильская газета «Фольяди Сан-Паулу» в разделе «Культура» заявила, что теперь Республика Корея конкурирует с США не только в области мобильной связи, автомобилестроения, но и в шоу-индустрии. Также в странах Латинской Америки, где традиционно популярны «мыльные оперы», с большим успехом были показаны корейские телесериалы, вызвавшие всплеск интереса к корейской культуре.
Так, например, несмотря на отсутствие дипломатических отношений с Республикой Куба, демонстрируемое там телешоу «Королева домохозяйка» собрало более 87 % телеаудитории. Вице-президент Jose Marti Cultural Center Кубы Эрасмо Лоцкано сказал, «LG занимается продажей товаров на Кубе на протяжении более чем двух десятилетий. Кубинцы знают продукцию LG хорошо, но они не знали страну, из которой она пришла. Всего за одну неделю эти телевизионные шоу сделали больше, чем за последние 20 лет сделал LG».
Кроме того, на Кубе в феврале 2016 года прошел первый конкурс речи на корейском языке. Мероприятие проводило Корейское посольство в Мексике совместно с José Martí Cultural Center в Гаване. Участие Мексики в этом вопросе не случайно – первый Корейский языковой центр в Латинской Америке был открыт в 2012 году в Мехико. В 2016 году планируется открыть Корейские языковые центры в Бразилии и Уругвае соответственно.
Экспансия корейской культуры не только популяризирует южнокорейское государство, но и приносит значимую экономическую выгоду. Распространение корейской массовой культуры стимулирует потребительский интерес к корейским промышленным товарам. Стодолларовый прирост экспорта культурной продукции (музыка, кино), вызывают прирост на 395 долларов промышленной продукции и высоких технологий.
Растущая популярность корейской культуры вызвала повышенный интерес к корейскому языку, активизировала туристические потоки, стажировки и образовательные программы. Согласно данным министерства образования ежегодно более 1500 студентов из Европы обучаются в Южной Корее. Это немного по мировым меркам, однако намного выше показателя 2005 года, который составлял 490 человек. Иностранные студенты в Республике Корея составляют 2 процента от общего числа студентов учреждений высшего образования. Это значительно ниже Великобритании, где доля иностранных студентов составляет 18 процентов, Австралии (19 процентов), стран Организации экономического сотрудничества и развития, в которых доля иностранных студентов в среднем составляет 8 процентов.
Правительство Республики Корея стремится привлекать иностранных студентов, увеличить общее их число к 2023 году до 200000, увеличив удельный вес до 5 процентов от общего числа студентов. Доход от обучения иностранных студентов в Республике Корея составил в 2014 году 620 млн. долларов, но корейцы потратили на обучение в других странах 3,72 млрд. долларов. Правительство планирует к 2020 году увеличить доход от оказания образовательных услуг до 1,3 млрд. долларов. Однако, в течение последних нескольких лет прослеживается тенденция снижения количества иностранных студентов с 89537 в 2011 году до 84891 в 2014 году. В данной области государство не смогло в достаточной степени воспользоваться преимуществами «корейской волны» с точки зрения привлечения иностранных студентов. Возможные причины – недостаток информации о южнокорейских вузах на английском языке и слабая маркетинговая компания в отношении учреждений образования, расположенных за пределами Сеула. Количество студентов, приехавших из стран Латинской Америки, достаточно значительно, и их число постепенно увеличивается.
Основными языками Korea International Student Association помимо корейского, английского, китайского и русского значатся испанский и португальский – официальные языки латиноамериканского континента. В свою очередь, в корейских университетах проводятся фестивали латиноамериканской культуры. Проводятся различные крупные фестивали с участием иностранных студентов, среди которых обязательно присутствуют студенты из стран Южной Америки. В июле 2009 года в течение трех недель проходил крупный фестиваль латиноамериканской культуры, который затронул не только Сеул, но также Пусан и провинцию Кенсаннамдо.
Также одной их основных целей в сфере образования Корея ставит повышение имиджа южнокорейского образования на мировой арене. В качестве одного из способов реализации цели, Корея организовывает Международные форумы в области образования и проводит двусторонние встречи с представителями стран Латинской Америки и Африки с целью распространения успешного опыта Южной Кореи в развитии сферы образования. На сегодняшний день состоялось уже 87 подобных встреч, особое внимание Республика Корея уделяет сотрудничеству в сфере образования с Перу и Колумбией.
Проблемы и риски развития торгово-экономических отношений Республики Корея с латиноамериканскими странами
Страны Латинской Америки не остались в стороне от перемен глобального характера, затронувших все страны мира. Среди многочисленных видов рисков, присущих экономике латиноамериканского региона, к основным, влияющим на развитие торгово-экономических отношений с Республикой Корея можно отнести следующие: политические, социальные, экономические.
Страны латиноамериканского региона выстраивают политику на принципах ООН, верховенстве права и коллективном решении международных проблем на геополитическом уровне. Однако в складывающихся условиях регионализации мировой политики Страны Латинской Америки наряду с существующими интеграционными процессами в разных регионах мира пытаются активнее развивать сотрудничество внутри региона, пытаясь создать самостоятельный центр силы.
Среди основных направлений дипломатической деятельности, влияющих на развитие торгово-экономического сотрудничества можно выделить следующие: обеспечение национальной безопасности, углубление политической и экономической региональной и субрегиональной интеграции; укрепление межамериканского, иберо-американского, азиатско-тихоокеанского сотрудничества и расширение связей Латинская Америка – ЕС, Латинская Америка – Восточная Азия; либерализация внешней торговли, урегулирование проблем внешней задолженности и участие в разработке основных современных принципов функционирования мировой финансово-экономической системы в рамках международных институтов и механизмов (Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Всемирная торговая организация (ВТО) и др.).
Необходимо отметить, что одним из значимых социальных рисков, влияющих на развитие торгово-экономических отношений Республики Корея со странами Латинской Америки, является масштабная криминализация латиноамериканского общества, способность криминалитета «к технологическому обновлению пока превосходят карательную способность правоохранительных органов, действующих в странах региона. …Ситуация усугубляется ростом наркомафии, ее сопряжением с ординарной преступностью, а тем более транснационализацией криминальных сообществ» . Особенно сложная ситуация сложилась в Сальвадоре, Гондурасе, Парагвае, Боливии. Низкий уровень жизни населения большинства латиноамериканских стран обусловил низкий образовательный уровень, что в свою очередь породило дефицит высококвалифицированных кадров. Поэтому одним из приоритетов сотрудничества является сфера образования и профессиональной подготовки.
Несмотря на весомый накопленный экономический потенциал региона, латиноамериканские страны столкнулись в современных экономических условиях с определенными трудностями, возникшими из-за снижения спроса на латиноамериканские товары, недостаточной диверсификации экспорта, как в географическом, так и в номенклатурном аспектах. Произошла утрата профицитного бюджета, снижение объемов внешнего финансирования из-за удорожания кредитных ресурсов и сокращения объемов прямых иностранных инвестиций.
Так, например, в Аргентине наблюдается всплеск уровня инфляции, который в 2016 году подскочил до 40 % . Такой скачок объясняется отказом правительства страны от субсидирования цен на товары и услуги. Следствием этого явился отказ кредиторов предоставлять долгосрочные займы из-за высокого риска их обесценивания. Также рост экономики сдерживается снижением доли долгосрочных инвестиций за счет краткосрочных кредитов из-за риска резкого скачка процентных выплат.
На протяжении последних нескольких лет низкую оценку уровня инвестиционной привлекательности получает Эквадор. Основными причинами являются высокая зависимость от нефтедолларов, высокий кредитный риск страны, антимонопольное законодательство. По степени финансового риска страны Эквадор опережают только Аргентина и Венесуэла. Увеличение размера налога на вывод валюты с двух до пяти процентов послужило причиной сокращения сотрудничества иностранных инвесторов с предприятиями Эквадора.
Рассмотрим риски по ключевым странам Латинской Америки.
Аргентина – высокая инфляция, зависимость от сельскохозяйственного сырья, недостаточное финансирование энергетического сектора. Экономический спад связан с сокращением потребления домохозяйств. Государственные расходы должны стать основным фактором последующего роста. Отмечается стабильное улучшение инвестиционного климата в стране в связи с государственной либерализацией экономики. Ожидается приток иностранных инвестиций в энергетический сектор, промышленность и недвижимость. Правительство продолжает развивать инфраструктуру.
Бразилия – высокий уровень коррупции, высокие, но неэффективные государственные расходы, высокая стоимость факторов производства, недостаточное развитие инфраструктуры, большой разрыв в доходах между богатыми и бедными, недостаток квалифицированного труда В связи с политическим и экономическим кризисом, в Бразилии сократилось потребление домохозяйств, что является главным источником экономического роста. Также в связи с вышеуказанными факторами значительно сократился объем инвестиций в страну. Тем не менее, с 2017 года Бразилия постепенно встает на путь возобновления экономического роста благодаря государственному финансированию и привлечению инвестиций в промышленный сектор и сектор услуг. Уровень инфляции снижается.
Чили – экономика уязвима для внешних шоков, зависимость от колебаний цен на медь, зависимость от экономики Китая, устойчивый дефицит платежного баланса, высокие цены на электроэнергию, сейсмическая нестабильность, низкокачественная система образования В 2016 году низкие цены на медь и сокращение производства послужили причиной замедления экономического роста. Основной потребитель чилийской меди – Китай – предположительно продолжит сокращать потребление. Также постепенно сокращаются государственные инвестиции в добывающую промышленность. Чили до сих пор опирается на первичный сектор экономики, который достигает более половины экспорта. Несмотря на высокую безработицу, потребление домохозяйств растет в связи с сокращающейся инфляцией.
Боливия – зависимость экономики от нефтяной и газовой промышленности, широкий масштаб теневой экономики, небезопасность и поставки запрещенных веществ, социальная нестабильность и беспорядки. Правительство Боливии подготовило пятилетний инвестиционный план (2016-2020) по финансированию энергетической инфраструктуры, что должно сгладить последствия низких цен на нефть и газ. Особое внимание правительство уделяет финансированию разработки газовых месторождений. Частные инвестиции сохраняются на слабом уровне. Экономика однобока, развивается только энергетическая отрасль. (очень похоже на еще одну страну). В связи с растущей инфляцией потребление домохозяйств продолжает сокращаться. По причине засухи в 2016 выросли цены на пищевые продукты. Тем не менее, газ и нефть Боливии на уровне понижающихся цен становится более привлекательна для экспорта.
Мексика – высокая зависимость от экономики США, зависимость от нефтяной и газовой промышленности, высокий уровень преступности, слабое развитие инфраструктуры и системы образования Мексиканская экономика может понести значительные убытки, в случае если Дональд Трамп введет обещанный налог в 35% на мексиканский экспорт, поскольку более 80% экспорта поступает в США. В связи с падающими ценами на газ и нефть правительству пришлось сократить государственные расходы, даже несмотря на постепенную нормализацию цен на энергоносители.
Эквадор – экономика не диверсифицирована, высокая зависимость экономики от нефти, недостаток высококвалифицированной рабочей силы, неразвитая инфраструктура, низкий уровень местных и иностранных инвестиций, неразвитая кредитная система, интервенционные методы политики правительства. Причиной ослабления экономики являются падение цен на газ и нефть, а также землетрясение в апреле 2016 года, повлекшая серьезные разрушения в сельскохозяйственном секторе. В связи с увеличением налогового бремени, высокой безработицей и замораживанием заработных плат потребления домохозяйств продолжат сокращаться. Американский доллар фактически вытеснил местную валюту.
Перу – зависимость от спроса Китая, высокая сейсмическая активность, высокое расслоение общества, большая роль наркотрафика в экономике, масштабный черный рынок, недостаточное развитие инфраструктуры, низкое качество системы образования и здравоохранения. В 2016 году Перу показала самые высокие темпы экономического роста в регионе. Причиной стало расширение добывающей промышленности. Высока зависимость от меди. На уровне снижения безработицы ожидается, что потребление домохозяйств начнет постепенно расти.
Таким образом, идентификация и учет рисков и проблем стран – потенциальных партнеров по бизнесу позволяет вырабатывать политику развития направлений торгово-экономического сотрудничества Республики Корея с латиноамериканскими странами.
Несмотря на обозначенные проблемы и риски развития торгово-экономических отношений Республики Корея и стран Латинской Америки, развитие сотрудничества имеет положительную динамику. Настоящий период характеризуется устойчивым политическим диалогом, диверсификацией экономических и культурных связей.
Объективные причины обусловливают высокую степень взаимной дополняемости экономик регионов, а именно: наличие передовых технологий и финансовых ресурсов Республики Корея, с одной стороны, и высокой обеспеченности природными ресурсами и дешевой рабочей силой латиноамериканских стран. Значительна геополитическая роль в развитии трансконтинентальных экономических связей.
Субъективными причинами развития торгово-экономических связей являются, с одной стороны, государственная политика большинства стран латиноамериканского региона, направленная на привлечение иностранных инвестиций, снижение таможенных барьеров, с другой стороны, Республика Корея проводит агрессивную экспортно-ориентированную политику и предпринимает значительные усилия, направленные на активизацию торгово-экономических отношений, в том числе, со странами Латинской Америки. Высокая зависимость Республики Корея от активных экспортных поставок объясняется ограниченностью ее внутреннего рынка и нарастающей динамикой сокращения доли трудоспособного населения.
Возможность развития торгово-экономического сотрудничества Республики Корея определяется степенью конкурентоспособности латиноамериканских стран и комфортностью ведения бизнеса.
К тому же Республика Корея по легкости ведения бизнеса находится на пятом месте в мире, а по обеспечению исполнения контрактов занимает почетное первое место, подтверждая высокую надежность бизнес-партнера.
Несмотря на разные условия ведения бизнеса, Республика Корея придерживается позиции диверсификации торгово-экономического сотрудничества со странами Латинской Америки.
Так, в ходе визита президента Республики Корея Пак Кын Хе в 2015 году в ряд стран Латинской Америки достигнута договоренность о взаимовыгодном сотрудничестве.
В Бразилии подписан ряд документов по вопросам развития сотрудничества в таких областях как телемедицина, разработка и развитие возобновляемых источников энергии, транспорт и профессиональное обучение. В планах реализация программы поддержки молодых предпринимателей. В Бразилии планируется открытие Центра профессиональной подготовки, для оказания содействия молодёжи из стран Центральной и Южной Америки в открытии и ведении собственного бизнеса.
Достигнуто соглашение о расширении сотрудничества с Колумбией по производству комплектующих и запасных частей для автомобилей, а также программного обеспечения и сферы информационных технологий. С Перу – по легкой промышленности и переработке морских продуктов.
Режим благоприятного инвестирования для Республики Корея сложился в Эквадоре, что подтвердил президент Рафаэль Корреа, призывая иностранные компании инвестировать в Эквадор, указывая на политическую и экономическую стабильность, стратегическое географическое положение, дифференцированность экономики, климатические условия. Наиболее привлекательными направлениями являются сельское хозяйство и лесная промышленность, рыбный промысел, телекоммуникации, производство запчастей для автомобилей, строительное оборудование. Кроме того, иностранный капитал в Эквадоре может быть застрахован от политических рисков в Агентстве гарантии инвестиций во Всемирном банке.
Правительство Республики Корея в рамках «K-waterprogram» активно привлекает различные страны к проектам «умного водопользования». В Перу правительство Республики Корея создало Управление водными ресурсами по восстановлению реки Римак, являющейся источником энергии и воды для населения Лимы.
В 2016 году Корейской Корпорацией водных ресурсов (KWRC) было подписано соглашение о создании системы управления уровнем бездоходной воды в городе Талька и оказании консультационных услуг в ближайшей перспективе с «Эссбио», частным чилийским управлением коммунального водоснабжения.
В 2014 году начала развивать сотрудничество с правительством Боливии в сфере развития городов корейская земельная жилищная корпорация. В общей сложности корейские компании вложили в проекты развития городов, их концептуализацию, дизайн более 11 млн. долларов. «Строительство пригородов Санта-Крус – это крупный проект, в который вложено 3,5 триллиона вон. Сегодняшняя церемония привлечет больше корейских компаний к участию в проектах развития Санта-Крус, и расширит сотрудничество в области инфраструктуры между Кореей и Боливией», – сказал вице-министр земель, инфраструктуры и транспорта Ким КёнХван.
Одним из развивающихся направлений экономического сотрудничества Республики Корея со странами Латинской Америки является инвестирование в рамках государственно-частного партнерства. Прежде всего, это Чили, Мексика, Перу, Колумбия, где законодательная база о государственно-частном партнерстве хорошо развита. В Латинской Америке инвестиции в инфраструктуру контролируется правительствами этих стран. Частные инвестиции в инфраструктуру в странах Латинской Америки опережает другие развивающиеся страны. На Латинскую Америку приходится около 43% от общего объема частных инвестиций в инфраструктуру. Конкурентная среда в данной области меняется, что открывает новые возможности для корейских инвесторов. Традиционно инвестиции в инфраструктуру были сосредоточены в таких секторах как информационно-коммуникационные технологии, энергетика, аэропорты, железные, автомобильные дороги, водоснабжение.
Таким образом, для дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества Республики Корея со странами Латинской Америки необходимо диверсифицировать экспортные рынки и экспорт товаров. Республика Корея может развивать экспортные возможности и инвестиции в таких направлениях как образование, транспортное оборудование, автомобили, промышленное оборудование и строительная техника, горнорудная промышленность.
Для успешного конкурирования на латиноамериканском рынке с компаниями Китая и США, Республике Корея в современных условиях необходимо учитывать, прежде всего, неценовые факторы, такие как качество и дизайн продукции.
Инвестиции в государственно-частное партнерство латиноамериканских стран могут явиться одним из важных направлений развития сотрудничества, В дальнейшем подписание и введение в действие соглашений о свободной торговле будет способствовать дополнительному росту экспорта за счет снижения тарифных барьеров и регулирования возникшего торгового дисбаланса.
Кудрявцева Ю. И., НИУ ВШЭ, бакалавр
Категория: История, Культура, Образование, Экономика, Южная Корея