Причины начала Корейской войны – мнение эксперта


IMG_9833-mOneKorea.RU – Заседание Круглого стола «Корейская война: итоги, уроки и проблема обеспечения мира на Корейском полуострове» 5 июня 2013 года в Институте Дальнего Востока РАН, подняло ряд вопросов, вызвавших оживленную полемику среди российских историков-корееведов. ИАП «Единая Корея», совместно с Центром корейских исследований ИДВ РАН, завершают публикацию материалов исторической конференции.

Представляем содоклад Гаврилова В.А., ведущего научного сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ.

Круглый стол «Корейская война: итоги, уроки и проблема обеспечения мира на Корейском полуострове». Фото: © OneKorea.RU 2013

Круглый стол «Корейская война: итоги, уроки и проблема обеспечения мира на Корейском полуострове». Фото: © OneKorea.RU 2013

Гаврилов Виктор Александрович, полковник (в отст.),
ведущий научный сотрудник НИИ военной истории
Военной академии Генерального штаба ВС РФ,
кандидат психологических наук

Корейская война 50 лет спустя:
агрессия Сталина или ловушка Трумэна ?

Война в Корее, начавшаяся 25 июня 1950 г., явилась первым крупномасштабным военным столкновением эпохи “холодной войны”. В то же время на протяжении 50 лет она во многом оставалась загадочной войной. Только в 1990-х годах появилась возможность приступить к написанию истинной истории Корейской войны, по крайней мере с точки зрения закрытых прежде советских документов, хранившихся в первую очередь в архиве Президента РФ и Центральном архиве Министерства обороны РФ.

По корейской войне из российских архивов за последнее время введены в научный оборот практически все документы, проливающие свет на события того периода. Но остаются вопросы, имеющие неоднозначные ответы.

Почему Дальневосточное командование США не имело плана действий на случай чрезвычайной ситуации?

Американские исследователи, изучавшие архив Макартура, утверждают, что не нашли никаких свидетельств тому, чтобы Макартур придавал большое значение ситуации в Корее. Только незадолго до начала войны он поручил начальнику разведки Дальневосточного командования США изучить и доложить ему обстановку в районе 38-й параллели. Известно также, что в штабе Макартура не существовало никакого плана на случай чрезвычайной ситуации (!) за исключением плана эвакуации американского дипломатического и гражданского персонала из Кореи в Японию. Т.е. эвакуацию в случае полномасштабного нападения Северной Кореи проводить собирались, а военные действия вести не собирались?

Ну что ж! Это тоже имеет свое объяснение. Директива СНБ-68 была представлена Трумэну в апреле 1950 г., т.е. до начала войны, и принята им, но подписана она была президентом США в сентябре 1950 г., т.е. после начала войны. Поэтому довоенный документ штаба Макартура (регионального штаба) в принципе мог предусматривать только эвакуацию. Этот вопрос еще надо исследовать.

Почему Южная Корея не была обеспечена всем необходимым для войны, в то время как в Северную Корею шли массированные советские военные поставки?

Историки в Южной Корее (Онг Чан Ир из Военной академии Южной Кореи) полагают, что с самого начала было ясно, что южнокорейская армия не была способна сопротивляться удару с Севера. В августе 1949 г. Ли Сын Ман просил Трумэна относительно военной помощи, сообщая ему: “…Мы имеем боеприпасов только на два дня, … мы не будет нападать на территорию к северу от 38-й параллели”[1]. Трумэн посоветовал ему уделять больше внимания экономике, чем военным проблемам. Некоторые южнокорейские исследователи полагают, что такой подход администрации США – свидетельствует, что Южная Корея была в то время скорее обузой, чем партнером для американцев. По их мнению, относительная военная слабость Южной Кореи была фактически провоцирующим фактором и главной причиной Корейской войны[2].

Это еще одно противоречие. Если Директива СНБ-68 требовала оказывать сопротивление советской экспансии, почему тогда никакие энергичные меры не были приняты, чтобы оказать помощь южнокорейской армии в отражении нападения, особенно, когда имелись ясные доказательства массивных военных приготовлений на Севере?

Какова был причина для отмены состояния повышенной боеготовности в южнокорейской армии накануне северокорейского вторжения?

Среди многочисленных фактов, которые подтверждают существование “плана заманивания”, имеются свидетельства того, что командование южнокорейской армии заранее обнаружило северокорейские приготовления к нападению и даже приняло меры, чтобы усилить свои войска на наиболее важном направлении – Ондинском полуострове.

В мае 1950 г. южнокорейский министр обороны сделал заявление для печати, что вторжение надвигалось, поскольку части КНА выдвигались к 38-й параллели[3]. За несколько недель перед войной, южнокорейская армия была приведена в состояние повышенной боевой готовности в ожидании возможной агрессии с Севера.

Имелось множество достоверных сведений об усилении военных приготовлений в Северной Корее.

Уже в сентябре 1949 года разведка штаба Макартура отметила перемещение корейских дивизий, возвращавшихся домой из Китая после гражданской войны.

Согласно разведданным штаба Макартура, все северокорейские железные дороги 8 июня 1950 года были переведены на чрезвычайное положение[4].

“Буквально за несколько дней до начала войны ЦРУ сообщало о достоверных признаках надвигающегося вторжения. Подразделения северокорейских пограничников были заменены армейскими частями, гражданские жители эвакуировались из приграничной зоны, были приостановлены гражданские железнодорожные перевозки на стратегических линиях, ведущих к фронту, которые были зарезервированы для военных перевозок; кроме того, имелись безошибочные признаки массированного передового складирования боеприпасов, топлива и другого военного имущества. Сведения от этих передвижениях в подробностях … были переданы начальнику разведки генералу Уиллоуби в Токио, который переслал их в Вашингтон без каких-либо комментариев как обычную текущую информацию”[5].

По сторону границы также нарастало беспокойство. 21 июня 1950 года Штыков переслал Сталину сообщение Ким Ир Сена: “Ким Ир Сен сказал мне, что радио перехваты и разведданные показали, что южане узнали подробности готовящегося наступление КНА. В результате они принимают меры, чтобы увеличить боеспособность войск. Они укрепляют линию обороны и перебрасывают подкрепления на Ондинское направление. В связи с этим Ким Ир Сен предлагает изменить первоначальный план, и атаковать по всему периметру разделительной линии”[6].

В то время множество американских высших должностных лиц посетило Японию и Южную Корею. Генерал Омар Брэдли, председатель Объединенного комитета начальников штабов, министр обороны Луис Джонсон и Джон Фостер Даллес, который был тогда специальным советников Госсекретаря, поехали в Токио, чтобы обсудить ситуацию с Макартуром. “… На повестке дня не стоял вопрос срочного анализа угрозы. В Токио было решено, что вторжение было возможным, но угроза не ощущалась как неизбежная”[7].

Немедленно после встречи в Токио Джон Даллес посетил Южную Корею, где он совершил поездку в район 38-й параллели и его уверили, что в случае вторжения, враг будет наголову разбит. 19 июня 1950 года Даллес выступил с речью в южнокорейском Национальном собрании и одобрил все военные приготовления. Он также сказал, что США готовы оказать всю необходимую моральную и материальную поддержку Южной Корее в ее борьбе против коммунистического Севера.

И здесь мы сталкиваемся с еще одной загадкой. 24 июня 1950 года начальник штаба южнокорейской армии генерал Чэ отменил состояние повышенной боеготовности. “По крайней мере две трети личного состава, обороняющего главное направление Кэсон-Сеул, убыло в увольнение в столицу”[8].

Почему состояние боеготовности было отменено несмотря на все разведывательные сведения и рост напряженности на границе? Американские и южнокорейские документы, доступные к настоящему времени, не дают удовлетворительного ответа.

Заключительные замечания

По мнению некоторых исследователей, если составить все кусочки мозаики вместе, то полученная картина будет напоминать мастерски задуманный план заманивания Сталина и Ким Ир Сена в ловушку, чтобы обвинить их затем в мятежах и смуте на Корейском полуострове и в целом в Азиатско-Тихоокеанском регионе, хотя они были вызваны не столько “рукой Москвы”, сколько объективным ходом событий.

Как пишет Майкл Хики: “Планировщики в Пхеньяне решились на нападение 25 июня 1950 года, почти наверняка попавшись на удочку из-за неправильного понимания настроений в Вашингтоне”.

Что абсолютно ясно сегодня, так это то, что хотя некоторые прежние закрытые документы российских архивов стали доступными теперь, все еще много тайн Корейской войны не разгадано. Чтобы раз и навсегда прояснить ситуацию, мы нуждаемся в объединении усилий всех заинтересованных сторон. В первую очередь необходимо открыть все документы южнокорейских и американских архивов, которые могли бы пролить свет на поднятые вопросы.

Корейская война и уроки для современности

Самый первый и главный урок состоит в том, что необходимо учитывать крайне негативную роль американской дипломатии, которая фактически спровоцировала войну а Корее. Еще раз это весьма убедительным образом проявилось во время российско-грузинского конфликта 2008 года, в котором тогдашний Госсекретарь США Кондолиза Райс сыграла весьма неблаговидную и откровенно провокационную роль.

Безусловно есть чисто военные уроки Корейской войны: роль и способы действий ПВО по предотвращению массированных бомбардировок; оперативно-тактические способы ведения боевых действий в условиях подавляющего превосходства противника в силах и средствах; способы и методы оперативно-тактической маскировки и др.

Но есть и ряд важных политических уроков.

Особую роль в урегулировании противостояния на Корейском полуострове, как представляется, должна сыграть Россия, которая была тесно связана с событиями в Корее на протяжении всей второй половины ХХ века и потратила массу сил и средств (не говоря уже о человеческих жизнях) на то, чтобы присутствовать в этом регионе. Кроме того, Пхеньяну нужна весомая международная поддержка в лице Москвы, чтобы чувствовать себя на равных с Сеулом и Вашингтоном в ходе идущих политических контактов. Россия на сегодня, пожалуй, единственная из стран мира, которая имеет прочные связи как с КНДР, так и с Республикой Корея. Суть российской позиции должна состоять в следующем: необходимо установить новую структуру мира в Корее, которая бы соответствовала изменившейся ситуации на полуострове и в Северо-Восточной Азии в целом, где окончена холодная война. Россия и Китай нормализовали отношения с Южной Кореей, КНДР и РК стали членами ООН и т.д.; соглашение о перемирии 1953 года устарело — поэтому в настоящее время встает вопрос о проведении широкого международного форума по комплексу урегулирования “корейского вопроса” с участием всех заинтересованных государств, — до этого же на полуострове должно сохраняться нынешнее статус-кво.

В основу политики России по проблеме Кореи должны быть положены, по нашему мнению, три основных принципа. Во-первых, необходимо обеспечить реальный отказ внешних сил от подрыва внутренних устоев КНДР. Во-вторых, важно создавать условия для нормализации отношений КНДР со всеми державами, причастными к корейской проблеме. И, наконец, в-третьих, необходимо добиться признания того, что в урегулировании на Корейском полуострове в равной степени должны участвовать шесть государств: РК, КНДР, Китай, США, Россия и Япония. Любая попытка отодвинуть на задний план или вообще вывести за рамки урегулирования кого-то из этой “шестерки” чревата замедлением, а то и срывом процесса нормализации обстановки. Подобные попытки уже предпринимаются. Так, в апреле 1996 года на южнокорейском острове Чепжудо президенты РК Ким Ен Сом и США – Билл Клинтон предложили провести четырехстороннюю конференцию (РК-КНДР-США-КНР) о “новой мирной структуре” в Корее без участия Российской Федерации. Предложения исключить из переговорного процесса Россию и Японию (как «наименее заинтересованные стороны») периодически исходят от различных представителей международного научного сообщества.

В восстановлении полноправного и устойчивого переговорного процесса находится шанс мирного разрешения проблемы взаимоотношений двух корейских государств. Военная “разборка” бесперспективна. Сам опыт войны на Корейском полуострове (да и послевоенное развитие) — лучшее тому подтверждение.


[1] Ohn, Chang-Il. The South Korean Military and the Korean War. A paper prepared for the Annual Conference 2001 of ICKS “The Korean War After Fifty Years: Challenges for Peace and Prosperity” June 22-24, 2001, Arlington, Virginia, USA, p. 7.

[2] Ohn, Chang-Il. The South Korean Military and the Korean War, pp. 8-9.

[3] Michael Hickey. The Korean War: the West confronts communism, p. 21.

[4] Kim Chum-Kon. The Korean War. Seoul, 1973, p. 282.

[5] Michael Hickey. The Korean War: the West confronts communism, p. 31-32.

[6] Торкунов А.В. Загадочная война: корейский конфликт 1950-1953 годов.– С. 75.

[7] Michael Hickey. The Korean War: the West confronts communism, p. 21.

[8] Michael Hickey. The Korean War: the West confronts communism, p. 33

Категория: Видео, Корейская война, Новости, Образование, Россия

Добавить комментарий