Итоги визита Президента РК Пак Кын Хе в КНР
OneKorea.RU – В конце июня 2013 года состоялся четырехдневный первый государственный визит президента Южной Кореи Пак Кын Хе в Китай. Прошли переговоры президента РК с председателем КНР Си Цзиньпином. Высшие руководители двух ведущих стран региона Северо-Восточной Азии обсудили острейшие вопросы мировой и региональной безопасности, а также вопросы укрепления сотрудничества во внешнеполитической, экономической, культурной и социальной сферах. Предварительные итоги первого официального визита подвел наш политический обозреватель Ким Е.Е.
26-30 июня состоялся государственный визит Пак Кын Хе в КНР.
Этот визит был примечателен несколькими отличиями.
Во-первых, в отличие от визита Пак в США в мае 2013 г., который был официальным деловым визитом, в КНР был нанесен государственный визит, предусматривающий более широкий круг формальных встреч и выступлений, а также обязательный государственный обед в честь иностранного гостя.
Во-вторых, в отличие от практики последних 20 лет, президент РК свой второй заграничный визит нанесла не в Японию, а в КНР. Тому сопутствовали несколько причин. Растущая экономическая и политическая мощь КНР и ее роли в экономическом развитии Южной Кореи. Объем торговли между КНР и РК в 2012 г. составил 212 млрд. долл., что больше, чем торговля РК с США и Японией вместе взятые. Вызывающие действия правых сил во главе с С. Абэ, пришедшие к власти в Японии, демонстративные территориальные претензии в РК, с объявлением островов Докто как «исконно японских», упорный отказ от признания совершенных Японией в довоенное время преступлений против народов Азии, в том числе Кореи, а также посещение высшими государственными деятелями Японии храма Ясукуни, где похоронены военные преступники Японии, казненные по приговору Токийского военного трибунала союзных держав, вызвали справедливое недовольство населения Южной Кореи, которое не могло проигнорировать руководство страны.
В-третьих, китайское руководство продемонстрировало максимальное уважение в госпоже Пак лично, построив всю программу ее пребывания, даже время ее встреч полностью по ее пожеланию. А ей были организованы встречи не только с Председателем КНР Си Циньпином, но и премьером Госсовета Ли Кэ Чаном и председателем Постоянного комитета ВСНП Цян Дэцзяном, выступление с лекцией в элитнейшем университете Циньхуа, выпускником которого является нынешний лидер КНР, посещение имеющего трехтысячелетнюю историю столицы провинции Шаньси города Сиани с посещением знаменитого могильника с глиняными фигурами воинов в полный рост в гробнице императора Цинь Шихуан, правившего две с половиной тысячу лет назад. Такой чести удостаивались немногие иностранные государственные деятели, в их числе – президент России В. В. Путин. Ей также вручили собственноручное каллиграфическое письмо покойного выдающегося китайского философа ХХ века Пен Юйланя. Это письмо считается памятником культуры и оно могло быть передано в частные руки, тем более для вывоза из страны, только с разрешения государственного органа по памятникам культуры. Известно, что госпожа Пак не один раз говорила и даже писала в одной из своих книг, что она восхищена сочинениями этого мыслителя.
Си Циньпин в общей сложности провел на встречах с ней семь с половиной часов, которые включали в себя беседа один на один, переговоры делегаций в широком составе, государственный прием (обед на дипломатическом языке, на самом деле ужин), потом на следующий день – обед, который Си устроил вместе с супругой Пен Лиюань для Пак.
Во многом такое отношение объяснялось не только потому, что речь шла о госвизите, но и уважением к госпоже Пак лично. Ее, как политика, всегда в КНР встречали на очень высоком уровне. Например, когда в начале 2008 г. она прибыла в Пекин как спецпосланник избранного, но еще не вступившего на тот момент в должность президента Ли Мен Бака, ее поселили в государственной резиденции Дяовитай, предназначенном только для глав иностранных держав.
С другой стороны, это объясняется и личным отношением Си Циньпина к госпоже Пак. Дело в том, что когда в 2005 г. Си Циньпин впервые был в КНР в качестве секретаря парткома провинции Фуцзян, он был принят по очень низкому разряду (кто мог тогда предвидеть, что секретарь парткома небольшой провинции со временем станет главой государства). Единственное обстоятельство, которое, что называется, помогло сгладить это неприятное впечатление, была беседа, которую провела с ним госпожа Пак Кын Хе, бывшая на тот момент лидером тогда находившейся в оппозиции партии Ханнара. Беседа длилась более двух часов, во время которой Си в том числе интересовался историей движения «Семаыл», инициированной ее отцом, президентом Пак Чон Хи. После беседы, в день отъезда Си из Сеула, ему была передана от Пак книга по философии и истории этого движения, сыгравшего огромную роль в модернизации сельского хозяйства, а также в совершенствовании государственного управления в РК. С тех пор Си и госпожа Пак поддерживали контакты, обменивались поздравлениями с различными праздниками. Не случайно в своем письме госпоже Пак после ее инаугурации Си Циньпин счел нужным написать о том, что он с теплотой вспоминает о встрече 2005 г.
Надо сказать, что и госпожа Пак постаралась максимально произвести благоприятное впечатление на китайскую общественность и СМИ. Причем, имея опыт общения с госпожой Пак в течение нескольких лет, когда она была депутатом и лидером партии, а также после, это был не пиар-ход, а искреннее проявление ее отношения к Китаю и вообще к своим собеседникам. Она демонстрировала доброжелательное отношение ко всем собеседникам, много улыбалась, к месту шутила и приводила ценимые китайцами высказывания мыслителей, продемонстрировала присущие ей большие знания по различным вопросам общественной жизни, культуры и науки (не лишне наверное напомнить, что она окончила вуз как специалист-электронщик в далеком 1974 г., когда эта специальность была диковинкой не только для девушек, но и для юношей). Президент Пак Кын Хе на встречу с проживающим в КНР корейцами пришла в национальной одежде, причем с учетом ее безупречного стиля как в выборе платья, так и в манере носить, это всегда располагало присутствующих на встречах с ней к большему доверию, чем если бы она выходила к людям в официальной одежде европейского кроя.
Вообще госпожа Пак по торжественным случаям любит носить национальное платье Так, на церемонию получения диплома об окончании университета она также пришла в национальном костюме, причем, поскольку у нее самой заработка не было, а у матери не оказалось денег, чтобы купить ей новый национальный костюм, подобающий данной ситуации, она дала дочери свой костюм, чтобы пойти на выпускной. Для госпожи Пак национальный костюм – не просто одежда, а символ Родины. Она и в день своей инаугурации в президентский дворец входила в национальном костюме и на приеме в честь вип-гостей также была в национальном костюме.
Президент Пак также произвела хорошее впечатление на общественность КНР тем, что часть лекции в университете Циньхуа произнесла на китайском языке, причем, как отмечали журналисты, не только по стилю, но и по произношению это была речь глубокого интеллигента, что в Китае особо ценится и это было свидетельством того, что человек не дежурно выучил какую-то сентенцию на китайском языке для визита, а давно и серьезно занимается китайским языком.
В результате переговоров была подписана Совместная декларация о видении перспектив отношений КНР и РК, где самое важное, по-видимому, заключается в намерении сторон в предстоящие 20 лет не только сотрудничать в разнообразных областях, но наполнить конкретным содержанием отношения стратегического партнерства между двумя странами, причем не только в сфере экономик, но и в политике, дипломатии. С учетом того, что стратегические позиции КНР и США часто не совпадают, выстраивание стратегических отношений между КНР и РК, являющейся союзником США, представляется сложной задачей. Но, тем не менее, президент Пак фактически выразила намерение в этом документе учитывать не только позицию США, но и КНР в международных вопросах.
С президентом Пак в поездке в КНР участвовали более 70 китайских бизнесменов разного калибра. Конечно, это гораздо меньше, чем экономическая делегация Японии во время визита Абэ в Москву, но это в полтора раза больше, чем ее сопровождало во время визита в США. Бизнесмены подписал 7 протоколов о намерениях. Госпожа Пак призывала южнокорейских бизнесменов заняться бизнесом, естественно, и инвестированием в экономику западных районов КНР, в частности провинции Шаньси, учитывая при этом и личную заинтересованность Си Циньпина, т.к. он во время культурной революции в КНР в шестидесятые-семидесятые годы 9 лет провел с 13 лет до 21 года на тяжелой крестьянской работе в глухом селении этой провинции, куда был сослан его отец, бывший к момент начала «культурной революции» заместителем премьера Госсовета КНР.
В своей лекции в университете Циньхуа президент Пак говорила о необходимости создать «новый Корейский полуостров», который должен внести вклад в стабильное развитие Северо-Восточной Азии, что в свою очередь поможет ей стать новой движущей силой развития мира. По ее мнению, для достижения этой цели должна быть в первую очередь решена северокорейская ядерная проблема, чтобы КНДР сделала правильный выбор и чтобы она стала ответственным членом мирового сообщества.
На переговорах лидеры двух стран уделили большое внимание проблеме заключения соглашения о свободной торговле между ними. Обе стороны понимают важное значение заключения такого соглашения. Сотрудничество двух стран на условиях соглашения о свободной торговле может стать локомотивом дальнейшего экономического рывка Северо-Восточной Азии.
Си Циньпин в совместной пресс-конференции по итогам переговоров предложил, опираясь на будущее Соглашение о свободной торговле, довести ежегодный объем взаимной торговли к 2015 году до 300 млрд. долл.
Во время визита Пак обсуждался вопрос о ядерной программе Северной Кореи. Она официально услышала на переговорах от Си Циньпина, что надежды китайцев относительно Корейского полуострова связаны с денуклеаризацией, с одной стороны, и с мирным объединением Кореи, с другой. Одновременно она получила заверения о том, что КНР, как постоянный член Совета Безопасности ООН, будет соблюдать резолюции по КНДР. Премьер Госсовета КНР Ли Кэчан во время беседы заявил, что КНР против обладания Северной Кореи ядерным оружием и выступает за денуклеаризацию Корейского полуострова. В принципе эти заявления не выходят за рамки позиции КНР, которую она обозначила голосуя за известные резолюции СБ ООН по КНДР, в том числе и те, которые предусматривали санкции к ней. В то же время китайские лидеры не применяли выражения – «денуклеаризация Северной Кореи», а применяли выражение «денуклеаризация Корейского полуострова». Некоторые исследователи считают это относительной неудачей визита Пак. Думаю, что это не совсем так. Да, ей не удалось зафиксировать в документах выражение «денуклеаризация КНДР», т.е. считать главной проблемой разрешение ядерной проблемы Северной Кореи. Но не будем забывать того, что шестисторонние переговоры, проводившиеся с 2003 г. в Пекине, называются по предложению России переговорами по денуклеаризации Корейского полуострова. Так что китайские лидеры обозначили мандат шестисторонних переговоров. И в то же время термин «денуклеаризация Корейского полуострова» предусматривает решение более широкого круга проблем, чем только проблема ядерной программы КНДР. Не случайно на шестисторонних переговорах было принято решение о создании 5 рабочих групп, из которых только одна непосредственно связана с северокорейской ядерной программой, а остальные связаны с нормализацией двухсторонних отношений КНДР с другими участниками переговоров, а также с созданием системы безопасности и сотрудничества в Северо-Восточной Азии. Шестисторонние переговоры, в том числе знаменитое решение 19 сентября 2005 года, предусматривали комплексный подход и решение проблемы денуклеаризации, которое должно учитывать интересы и озабоченности каждого из участников переговоров. Шестисторонние переговоры – не судилище для Северной Кореи, а механизм совместного поиска решения проблем, вызывающих озабоченности ее участников. Это означает, что нужно учитывать не только пожелание и требования США или Японии, но и РК, России , КНР, а также самой КНДР. Это, наконец, означает также, что все участники должны обеспечить соблюдение режима денуклеаризации для всего Корейского полуострова, в том числе запретить доступ (ввоз, хранение, транспортировка по территории полуострова и в территориальных водах, в воздушном пространстве обоих корейских государств) ядерного оружия в любом виде, а также носителей такого оружия. Необходимо также правильно оценивать причину возникновения нынешней ситуации на Корейском полуострове, историю и эволюцию ядерной проблемы полуострова.
В целом можно сказать, что лидеры КНР и РК заложили хорошую основу для сотрудничества двух стран не только в области экономики, но и в других сферах, которые могут со временем наполнить реальным содержанием стратегическое партнерство между ними. Они также лучше пояснили свои позиции и мотивы по актуальным международным проблемам, в частности по корейской проблеме. Конечно, личные отношения не могут стать выше государственных интересов каждой из стран, но они все же помогают лучше понимать другую сторону и снять многие недоразумения, а также быстро и позитивно решать возникающие проблем. Все лидеры стран приобретают опыт в международных делах, в чем-то корректируя свою позицию, а в чем-то еще больше укрепляясь в своей позиции.
Визит президента Пак в КНР можно считать безусловно успешным. Она также продемонстрировала свои высокие качества государственного деятеля международного уровня, могущей внести вклад в решение сложных международных и межгосударственных проблем.
Категория: Китай, Новости, Политика, Южная Корея