Королева Мёнсонхванху – «Железная леди» Кореи
Последние годы династии Чосон изобилуют политическими потрясениями и бурными событиями. «Королевство-отшельник», как называли Корею того времени, испытывала давление со стороны Японии, Китая, России и некоторых стран Запада. А внутри страну лихорадило от борьбы за власть и всеобщего хаоса. Именно в это время королева Мёнсонхванху вступила в брак с королем Кочжоном. Королева Мёнсонхванху занимает особое место в корейской истории.
Она родилась в 1851 году в городе Ёчжу провинции Кёнгидо и носила имя Мин Чжа Ён. Её отец Мин Чхи Рок умер, когда дочери было восемь лет, поэтому вырастила девочку её мать. Рано проявившиеся способности сделали Чжа Ён всеобщей любимицей, причем не только в семье, но и во всем городе. Но наибольшим расположением она пользовалась у своей тёти – жены принца Хынсон Тэвонгуна и матери короля Кочжона. В тот период страной руководил Тэвонгун– регент малолетнего короля Кочжона, в руках которого была сосредоточена огромная власть. Он опасался её потерять и подыскивал для Кочжона супругу – будущую королеву, у которой не было бы родственников, способных помешать Тэвонгуну проводить собственный курс. В этом ему помогла его жена, остановившая свой выбор на юной Мин Чжа Ён, которую она считала идеальной кандидатурой на роль супруги своего сына – короля Кочжона. В марте 1866 года её объявили 26-ой королевой династии Чосон и представили двору в качестве будущей супруги короля Кочжона. На тот момент ей было всего лишь 14 лет.
О королеве Мёнсонхванху сохранилось много исторических свидетельств. Англичанка Изабелла Бишоп, геолог по профессии, работавшая в Корее в последние годы династии Чосон, характеризует королеву как женщину с холодным и пронзительным взглядом и как человека остроумного и образованного. Секретарь дипмиссии США в Корее Уильям Сэндж писал, что Мёнсонхванху была выдающимся политиком, опередившим свое время. Японский консул генерал Миура тоже восхищался этой женщиной и считал её влиятельной фигурой, которой стоило опасаться. «Мне приходилось бывать на аудиенции у короля, – писал дипломат, и видеть, как королева, выглядывая из-за ширмы, что-то подсказывала супругу. В ней чувствовался необыкновенный ум, сочетавшийся с безукоризненным поведением».
Не сразу королева оказалась в центре политической жизни страны. Уже будучи женатым, король Кочжон еще какое-то время держал дистанцию со своей супругой, так как был увлечен другой женщиной. Молодой королеве ничего не оставалось, как уйти с головой в чтение. Это развило её интеллект и проницательность, которые позже ей очень пригодились, когда ей пришлось помогать королю в государственных делах. У монаршей пары родились два сына, но оба рано умерли. К своему свёкру Хынсону королева не питала симпатий. Общество тоже было настроено против Хынсон Тэвонгуна за его резкие и часто необдуманные решения. Многим не нравилось, что он закрыл страну для иностранного влияния. В конце концов король Кочжон отстранил своего отца от власти, провозгласив в 1873 году единоличное правление.
Взяв полностью власть в свои руки, король Кочжон открыл страну, установив дипломатические отношения с Японией и рядом западных государств. Однако эти меры не внесли стабильности. Королевскому двору пришлось продолжать борьбу со сторонниками Хынсона, сдерживать амбиции Японии и западных держав, стремившихся установить свой контроль над Кореей. Политика открытия страны и установления торговых отношений принесла выгоды лишь столичным чиновникам и торговцам, ухудшив жизнь крестьян и городской бедноты. Среди недовольных были и солдаты войск старого образца («кусик кундэ»), которые по сравнению с армией нового образца («синсик кундэ») долго не получали жалованья. В результате в июне 1882 года началось восстание солдат, поддержанное бедняками столицы. Ван Кочжон, взяв всю вину на себя, передал власть Хынсону. При этом король и его супруга Мёнсонхванху продолжали поддерживать дружеские отношения с Цинским Китаем. Когда Япония стала активнее проникать в Корею, королева разглядела в этом опасность и убедила вана Кочжона пойти на сближение с Россией. В конце XIX – начале XX века Корея стала объектом территориальной экспансии ряда крупных держав, таких как Япония, Китай и Россия. Чтобы страна могла выжить, корейскому двору приходилось быть предельно осторожным и лавировать, играя на противоречиях между государствами, пытавшимися закрепиться в Корее. Надо отдать должное королеве Мёнсонхванху, которой хватило мужества и дипломатического таланта, чтобы не отдать страну в руки иностранных завоевателей. Для Японии королева оставалась серьезным препятствием на пути к установлению своего контроля над Кореей, и 20 августа 1895 года японцы организовали нападение на дворец Кёнбоккун, в результате которого королева Мёнсонхванху была убита. Эта расправа потрясла корейское общество и дала толчок антияпонскому сопротивлению. В 1897 году король Кочжон провозгласил Корею империей, по-корейски «Тэхан чэгук». А королева Мёнсонхванху стала символом суверенитета страны и знаменем в борьбе корейского народа за свободу и независимость.
Текст: KBS WORLD Radio
Категория: История