Мнение эксперта – Цена ядерной войны на Корейском полуострове

| 8 сентября 2010 | Комментариев нет

В последнее время в мировых СМИ много говорилось об угрозе возникновения на территории Корейского полуострова новой войны. Угроза остается, но в войну – по крайней мере, пока – не перерастает. Хотя по всем признакам КНДР значительно слабее Южной Кореи, а тем более США и Японии, которые в случае возникновения войны так или иначе примут в ней участие.

РасколОценивая военную мощь КНДР, можно сказать, что ее армия построена по лекалам локальных войн 1950-70-х годов. Военная техника отстает качественно на одно-два поколения, военный бюджет КНДР сопоставим с военными расходами такого слабого оппонента как саддамовский Ирак в 2002-2003 годах. Но есть и значительное отличие от того же Ирака или Югославии: у КНДР есть ядерные заряды. Арсенал их невелик и по своим характеристикам является самым малочисленным и маломощным в ядерном клубе. Оценки обычно сводятся к «десятку Хиросим» в запасниках Пхеньяна.

По меркам остального ядерного клуба этот арсенал хорош разве что для запугивания. Но так ли это мало – десяток зарядов по 10-20 килотонн? В нынешнем году специалисты американского стратегического исследовательского центра RAND Corporation опубликовали новые интересные расчеты относительно последствий ядерных ударов по городам Японии и Южной Кореи.

Наземный взрыв заряда мощностью в 10 килотонн в Сеуле способен привести к гибели 180 тысяч человек. Также будет 160 тысяч переживших удары и их последствия, но сильно пострадавших: с ожогами, переломами, лучевой болезнью без летального исхода. Итого: вывод из строя 340 тысяч жителей Сеула!

Медицинская система Южной Кореи располагает 366 тысячами коек. Но по понятным причинам не все из них пустуют. Большинство и в мирное время заняты пациентами. А здесь потребуется сразу оказать помощь такому большому числу людей, причем ограниченно транспортабельных! В районе Сеула находится всего около 17% фонда медицинских коек страны. Т.е около 63 тысяч, что в разы меньше потенциального количества раненых. А ведь будут еще сотни тысяч беженцев, людей получивших травмы и увечья во время паники, бегства из столицы и так далее.

Вспомним и о том, что подобные ЧП так или иначе приводят к различным финансовым издержкам. По расчетам американских экспертов, суммарные издержки от удара по Сеулу в виде прямых и косвенных убытков, а также других видов ущерба составят 1,5 триллиона долларов США!

И это один взрыв заряда уступающего по мощности первым атомным бомбам уровня 1940-х годов. А каковы будут последствия группового удара по нескольким городам? Причем такими же слабенькими по мощности боезарядами? Однозначно катастрофическими.

Оценочные данные людских потерь таковы: Пусан — 150 тыс., Тэгу — 125 тыс., Кванчжу — 170 тыс., Тэчжон — 110 тыс., и это только погибшими! Итого: пять зарядов — 735 тысяч жертв. Пострадавших же – и убитых, и раненых – будет около 1,3 млн. человек. Для сравнения за все три года Корейской войны суммарные потери северян и южан, как среди военных, так и среди гражданских, составили 2,5 млн. человек. Таким образом, один ядерный удар может мгновенно нанести ущерб эквивалентный году разрушительной войны.

Для современной страны, интегрированной в мировую экономику и зависящей от кредитно-финансовой сферы, это будет катастрофа. Разница с довоенным положением будет радикальной: Южная Корея из современного развитого государства станет – и примерно на 10-25 лет останется – обычной страной третьего мира с галопирующей инфляцией, миллионами беженцев, с большинством населения, живущим за чертой бедности, с огромным внешним долгом.

Но это если учитывать что война свелась к пяти ядерным зарядам, и на этом всё закончилось. Однако если в ходе действий противника пострадают крупные АЭС, химические предприятия, или будет применено химическое и бактериологическое оружие, это многократно усилит эффект от ударов. Поэтому положение дел быстро скатится к классической гуманитарной катастрофе в африканском стиле, только теперь еще и с чернобыльскими аналогиями. Страну ждут дезорганизация, эпидемии, голод, депопуляция. Это будет окончательный закат «корейского экономического чуда» и всех его результатов. Поэтому нападать на Пхеньян реалистично мыслящие политики не собираются.

Но даже если ядерного удара гарантированно не будет, всё равно война против Севера лишена смысла. Даже при условии, что КНДР просто сдастся, на одно то, чтобы интегрировать «бедных родственников» в единую Корею, власти в Сеуле должны взять на себя расходы порядка 0,8 – 1,3 трлн долларов. У Республики Корея таких денег просто нет!

Но это если Пхеньян просто сдастся без боя. А если решит дать последний бой, то полноценная наступательная операция может продлиться до 90 суток при стоимости каждого дня войны примерно в 1 млрд долларов военных расходов в день. Т.е. до 90 – 100 млрд долларов в сумме. Причем это не отменяет расходов на интеграцию провинций КНДР в новую Корею, тех самых 0,8 – 1,3 трлн долларов США.

Поэтому власти в Сеуле, несмотря на свое полное техническое превосходство, нападать на КНДР не собираются. Так же и власти КНДР, вопреки своей воинственной риторике, войну развязывать тоже не намерены, ибо ясно, что их в любом случае ждет поражение.

Именно поэтому в 2000-х годах, несмотря на напряженность и периодические обострения, Корейский полуостров остается в состоянии пусть и очень холодного, натянутого, но все-таки мира.

Источник: Сеульский Вестник

Категория: Документы

Добавить комментарий