Корейская война. Тыл: Всё для фронта, всё для победы!

| 9 ноября 2010 | Комментариев нет

OneKorea.RU – У Корейской войны был не только свой фронт, но был и свой тыл. Глубокий тыл войны находился в десятках советских городов, которые трудились над выполнением оборонного заказа, удовлетворяя потребности действующей армии. Одним из этих городов был Саратов. Война в Корее не была для советских граждан бедой, случившейся с кем-то очень далеко в земле, названия которой раньше и не слышали. Многие переживали за братский народ Северной Кореи, каждый день слушали сводки Совинформбюро и по карте следили за движением линии фронта.

Когда 25 июня 1950 началась Корейская война, сам ход её с первых дней приобрел нежелательный для советского руководства оборот. Корейский театр военных действий рассматривался в СССР как второстепенный. Третья Мировая война должна была начаться в Европе. Однако все с самого начала пошло не по плану. Расчет исходил из того, что вышколенная северокорейская армия одним ударом разобьет марионеточную армию Южной Кореи и в результате вспыхнувшего народного восстания, к власти на юге придет прокоммунистическое правительство, которое приведет к объединению оба корейских государства. ООН будет поставлена перед этим фактом, и мировое сообщество помешать объединению не сумеет. Для  таких прогнозов были все основания. В 1949 году войска Гоминдана проиграли гражданскую войну, и к власти в Китае пришло коммунистическое правительство. Соединенные Штаты ничем не смогли помочь режиму Чан Кайши. Более того, факт исключения Кореи из оборонительного периметра США был подтвержден госсекретарем Дином Ачесоном.

Назначение командующим войсками Организации Объединенных Наций генерала Дугласа Макартура изменило ход войны и мировой политики. Не только руководство Советского Союза, но и администрация президента США отдавала приоритет Европе, однако строптивый генерал все сделал по-своему. Американская армия задействовав всю свою огневую мощь не оставила никаких шансов Ким Ир Сену объединить Корею под своим руководством, только вмешательство китайских войск спасло его от полного поражения.

Новый мировой конфликт стал реальностью, боевые действия могли в любой момент перекинуться на территорию Китая, а затем и советского Дальнего Востока. Генерал Макартур настаивал на атомной бомбардировке военных объектов и промышленных центров на территории Маньчжурии и СССР.  Для начала американская стратегическая авиация уничтожила большинство городов Северной Кореи, разрушила промышленность и транспортные коммуникации. ВВС и ПВО КНДР сражались храбро, но предотвратить уничтожение страны не смогли. Американские бомбардировщики под прикрытием реактивных истребителей господствовали в небе Кореи.

Если подготовленные по советским стандартам северокорейские ПВО не смогли защитить ограниченный по площади район, то что ожидает СССР? Чем защитить советские города Дальнего Востока?  Этот регион обороняла 54-я отдельная Дальневосточная Воздушная Армия, достаточно мощное соединение, но на момент начала войны в Корее на вооружении этой армии имелись только поршневые самолеты и ни одного реактивного истребителя. Все новейшие реактивные истребители МиГ-15 производимые с 1949 года советской авиапромышленностью, а также пилоты, способные на них летать, размещались в европейской части Советского Союза и Восточной Европе.

В Советском Союзе противовоздушная оборона в достаточной мере была создана только в отдельных регионах. Понятно, что оголять Московский округ ПВО ради обороны Дальнего Востока Сталин не позволит. Вопрос к военным стоял так: «Существует ли возможность в случае массированного авианалёта, что хотя бы один американский бомбардировщик с атомной бомбой на борту долетит до Кремля?». Ответ был однозначный – «Да».

В этой ситуации на отечественные авиазаводы №1 (Куйбышев), №21 (Горький), №31 (Тбилиси), №126 (Комсомольск-на-Амуре), №99 (Улан-Удэ), №153 (Новосибирск), №135 (Харьков) и №292 (Саратов), была возложена особая ответственность, форсировать выпуск реактивного истребителя МиГ-15. В отличие от авиазаводов в Куйбышеве и Новосибирске, начавших осваивать выпуск нового самолета ещё в 1948 году, Саратовский авиационный завод до начала войны в Корее не произвел ни одного самолета. Трудовому коллективу в экстренном порядке  под руководством нового директора Алексея Ивановича Шибаева пришлось осваивать выпуск новой машины. На освоение «Мига» правительственное задание отвело невероятно мало времени – 3.5 месяца. Работа шла в три смены, рабочие и инженеры по нескольку дней не возвращались домой. Освоить выпуск принципиально новой машины в кратчайшие сроки, дело очень рискованное и ответственное. Если что-то с самолетом случиться, кто будет отвечать?

Радостный момент для коллектива наступил, когда в октябре 1950 года совершил свой первый испытательный полет первый МиГ-15, собранный саратовскими авиастроителями. Однако это был не повод расслабиться. Пока война в Корее не закончилась и международная напряженность не спала, коллектив продолжал трудиться в режиме военного времени. Саратовский авиазавод выпускал истребитель МиГ-15 в различных модификациях всего 3 года и затем опять переключился на родную для него продукцию – самолеты и вертолеты под маркой «Як». В общей сложности в 1950, 1951 и 1952 годах из сборочного цеха завода вышло 1045 самолетов. Немало, если учитывать, что на всех авиазаводах страны за период с 1949 по 1959 годы было произведено во всех модификациях 13131 самолет семейства МиГ-15.

Справедливости ради, нужно заметить, что на фронт Корейской войны самолеты саратовского производства в большинстве своем не попадали, так как шли на вооружение авиационных полков в европейской части страны, по мнению руководства страны здесь было самое опасное направление. В Китай и Корею поступали самолеты из Куйбышева, Горького, Тбилиси, Комсомольска-на-Амуре и Новосибирска. Основным поставщиком 64-го ИАК ПВО был Новосибирский авиазавод.

Когда Корейская война закончилась, усилия трудового коллектива САЗ были по достоинству оценены руководством страны. Передовики производства были удостоены материального поощрения,  что по тем небогатым временам ценилось не меньше, чем орден. Сам Алексей Иванович Шибаев в 1955 году перешел на партийную работу и в дальнейшем проявил себя, как способный государственный деятель, за что ему от жителей Саратова огромная благодарность.

Константин Жаринов.

 

МиГ-15. Саратов, Соколовая гора, парк Победы, СГМБС

Категория: Видео, История, Корейская война, Образование, Политика, Религия, Россия, Северная Корея

Добавить комментарий