КНДР после взрыва: комментарий нашего эксперта

| 13 февраля 2013 | Комментариев нет

полигон-пхунгери-кндрOneKorea.RU – Вчера, 12 января 2013 года Северная Корея произвела третье испытание ядерного взрывного устройства на полигоне Пхунгери (северо-восток КНДР).

О возможных последствиях проведения очередного ядерного взрыва в КНДР на межкорейские отношения, о влиянии этого события на мир и безопасность в Северо-Восточной Азии, о реакции мирового сообщества и санкциях ООН, и по другим актуальным вопросам читайте комментарий нашего постоянного обозревателя.

Е. Ким, обозреватель

Очередное ядерное испытание: почему и что дальше?

То, что обещали менее месяца назад власти Северной Кореи и что так оживленно, иногда истерично обсуждали некоторые политики, обозреватели и журналисты, произошло. 12 февраля она произвела третий по счету ядерный испытательный взрыв. Причем, как отмечено в заявлении Центрального телеграфного агентства КНДР, была взорвана «легкая и компактная бомба». Термин «легкая и компактная бомба» – это нечто новое в характеристике атомной бомбы. Под этим названием может скрываться бомба, созданная в результате успешной работы по миниатюризации атомной бомбы, а может скрываться и прототип ядерной боеголовки.
Известно, что накануне КНДР проинформировала США, КНР и Россию о готовящемся ядерном испытании. Причем, оно было сделано вечером по пхеньянскому и сеульскому времени, а в Вашингтоне это было утреннее время. Кстати, также накануне проинформировала эти же страны КНДР о запуске спутника в декабре прошлого года.

Сегодня же срочно был созван Совет Безопасности ООН для обсуждения оценки проведенного ядерного взрыва и мерах реагирования на него. Надо полагать, что Совет Безопасности примет решение о принятии новой резолюции в связи с этим событием. Можно также наверняка предсказать, что речь пойдет о санкциях против КНДР и что все члены Совета Безопасности, во всяком случае, его постоянные члены (США, РФ, КНР, Великобритания и Франция) поддержат идею такой резолюции и проголосуют за резолюцию, содержащую санкции. Почему? Совет Безопасности ООН является главным органом ООН, ответственным за поддержание мира на нашей планете и выполнение его решений в виде резолюции является обязательным для всех членов ООН.

Между тем, Северная Коре нарушила все три принятые в 21 веке резолюции Совета Безопасности (2006 (№1718), 2009 (№ 1874) и 2013 (№2087) годов), осуждающие проведенные ядерные взрывы в КНДР и требующие прекращения ядерных испытаний.

И естественно, что Совет Безопасности и особенно его постоянные члены, не могут быть равнодушными к такому игнорированию его решений и поддержат резолюцию с наказанием для КНДР. Но, понятно, что вокруг содержания санкций будет идти нешуточная борьба, потому что надо принять такую резолюцию, которая не привела бы к дальнейшему обострению ситуации вокруг корейского полуострова и позволила бы найти политико-дипломатическое урегулирование проблемы через механизм шестисторонних переговоров. Это тем более важно, что МИД КНДР устами своего официального представителя прямо заявил, что ядерный взрыв является сигналом для США, что от политики США к ней будет зависеть дальнейшие действия Северной Кореи в этой области. Даже более того, что было заявлено, что в зависимости от действий США могут быть проведены и новые ядерные взрывы по совершенствованию ядерного потенциала КНДР.

Но ситуация здесь не такая простая, как кажется на первый взгляд. В мире было проведено с 60-х годов прошлого века более 2 тысяч ядерных взрывов и более 9000 пусков спутников другими странами. Но ни один из таких взрывов и запусков спутников не был предметом рассмотрения Совета Безопасности ООН. А почему именно действия КНДР в этой области становятся предметом рассмотрения на Совете Безопасности? С юридической точки зрения Северная Корея не нарушила ни одного международного договора, который она подписала. Она не состоит в Договоре о нераспространении ядерного оружия, Международный пакт о всеобщем запрещении ядерных испытаний еще не вступил в силу, да и КНДР его не подписывала. А страна, которая не подписала международного договора и не ратифицировала, соответственно, его, не несет никакой ни юридической, ни политической или иной ответственности за ее соблюдение или несоблюдение. Таковы номы международного права.

Вместе с тем, ядерное оружие имеет такие чудовищные характеристики с точки возможностей людей и всего, что ими создано, что нельзя допустить его применения и распространения. Но опять же мы сталкиваемся с парадоксами современной международной жизни, ряд стран относительно недавно стали производить собственное ядерное оружие и никаких резолюций Совета Безопасности, никаких санкций против них не предпринимается. Этот двойной стандарт, конечно же, является несправедливым. К сожаленью, пока в системе международной политики такие двойные стандарты широко распространены, и даже, в определенной степени, стали нормой. Это и к вопросу о соблюдении прав человека и осуждений преступлений против личности, применении пыток. Рядового полицейского за избиение или применение пыток против рядового гражданина могут осудить на определенные сроки тюремного заключения, а те высокопоставленные люди, которые, например, давали указания применять пытки к подозреваемым в пособничестве терроризму, многие из которых вообще не имели никакого отношения к террористам, совершенно спокойно продолжают работать на своих высоких постах, а когда уходят с государственных должностей, спокойно занимаются обучением молодого поколения или рисуют на досуге картинки в стиле ню, а то и возглавляют высшие органы разведки. Этот цинизм с двойными стандартами не может не вызвать ответной реакции в виде сопротивления в разной форме.

Далее, имеет право КНДР на мирное развитие космических исследований? Безусловно. Почему тогда за вывод спутника на орбиту наложены дополнительные санкции на нее? Почему никто не стал обращаться в Совет Безопасности ООН, когда недавно Япония запустила разведывательный спутник, когда Южная Корея в конце января запустила спутник и, в конце концов, Иран запустил в космос и вернул живой обезьяну. Разве все эти страны не использовали баллистические ракеты большой мощности для запуска спутника? Почему все совершенно спокойно отнесли к планам Южной Кореи к 2021 году, а может быть раньше, создать жидкотопливную ракету с двигателем с силой тяги в 300 тонн? (напомню, что первая, основная, ступень ракеты «Наро», поднявшая их спутник, была изготовлена на заводе им. Хруничева и имела силу тяги в 170 тонн). Почему одним странам можно иметь межконтинентальные баллистические ракеты, а другим нельзя?

Все это справедливые вопросы. Но опять же есть один нюанс: упомянутые резолюции Совета Безопасности ООН. Члены ООН должны соблюдать решения Совета Безопасности ООН. Таковы нормы Устава ООН и каждая страна, которая вступает в ООН, берет на себя обязательство соблюдать их, даже если кажется, что они несправедливы для кого-то. Другой вопрос – резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, они носят рекомендательный характер и потому необязательны для выполнения, хотя желательно с ними считаться. В заявлении МИД России от 12 февраля говорится, что Пхеньян «продемонстрировал пренебрежение решениями СБ ООН. Подобное поведение, несовместимое с общепринятыми критериями мирового общежития, несомненно, заслуживает осуждения и адекватной реакции со стороны международного сообщества».

Теперь вопрос о том, почему Северная Корея решила провести ядерные испытания именно в данный момент и какие будут последствия для мира, для Северо-Восточной Азии и для Корейского полуострова.
Когда принимаются решения для таких высокочувствительных акций, всегда высшее политическое руководство решает задачу со многими вводными. В данном случае, по моему мнению, имели силу три главных фактора.

Первое и совершенно открыто заявленное КНДР мнение о том, что это направлено против США. Накануне обращения президента Б. Обамы перед обеими палатами Конгресса США к народу о целях своей политики на нынешний год и на второй срок его полномочий, Северная Корея хотела напомнить США о необходимости отказаться от обанкротившейся политики вражды против КНДР, политики «стратегического терпения» по отношению к ней, проводившейся США в первый срок президентских полномочий Б. Обамы. США ждали крушения режима в КНДР, думали, что резолюции и санкции Совета Безопасности ООН, а также односторонние санкции со стороны США, Европейского Союза, Франции, Японии и целого ряда других стран, вызовут экономические потрясения такого масштаба, которые могут привести к нечто подобным событиям так называемой «арабской весны» в КНДР. США обвиняют Северную Корею в невыполнении своих обязательств, данных на шестисторонних переговорах, но молчат по поводу нарушений своих обязательств перед КНДР, данных на тех же шестисторонних переговорах и ранее. Это относится и к позиции Южной Кореи и Японии. Единственные страны, которые полностью выполнили свои обязательства, данные на шестисторонних переговорах – это Россия и КНР. Особо в Северной Корее обратили внимание на вторжение без объявления войны под предлогом наличия оружия массового уничтожения США в Ирак, арест и смертную казнь через повешение президента страны Саддама Хусейна, вторжение в Афганистан, фактическую прямую интервенцию стран НАТО при активной поддержке США против Ливии, жестокое, зверское убийство при прямой наводке французских спецназовцев Муаммара Каддафи. В такой ситуации, когда определенные силы непосредственно у границы КНДР проводят военные учения с присутствием значительного числа иностранных войск, иногда с числом принимающих участие в учения более полумиллиона человек, страна постоянно чувствует себя как в осажденной крепости, где штурм осаждающих может начаться внезапно, как продолжение обычных учений. Отсюда и стремление наличием ядерного оружия сдерживать некоторые горячие головы в Пентагоне и в иных военных штабах.

Второе. Межкорейские отношения отброшены лет на 20 в период правления нынешнего президента Южной Кореи. Наверное Северная Корея могла провести ядерные испытания и чуть позже, например, в апреле, приурочив к очередной годовщине со дня рождения основателя государства Ким Ир Сена. Но уже 25 февраля вступает в должность новый президент Южной Кореи. Но они не хотели бы начало президентских полномочий президента Пак Кын Хе омрачать ядерными испытаниями, осложнять и без того натянутые отношения с Югом. Они будут формулировать свою политику по отношению к ней, исходя не из заявлений, а из практической работы на посту президента и в особенности из того, как она будет строить межкорейские отношения. Поэтому, по моему мнению, они выбрали 12 февраля (ровно через два месяца после успешного запуска спутника), чтобы эти испытания были направлены против нынешнего президента, но не следующего. Как бы говоря, что мы против нового президента ничего не имеем, отношения с ней начнем с чистого листа, а пока еще президенту надо напомнить о том вреде, который он нанес межкорейским отношениям и показать, что его надежды на скорый крах Севера полностью разрушены и вся его политика по отношению к КНДР, несмотря на заявленные благие намерения, на самом деле только привела к невиданному обострению отношений между корейскими государствами и даже укреплению военного потенциала Северной Кореи.

Третье. В северокорейском обществе реально преобладает точка зрения, что надо продемонстрировать всю военную мощь КНДР, чтобы “империалисты и их марионетки” не смели посягнуть на независимость и честь страны. Тем более такие настроения возникают у людей, когда они слышат официальные, по существу провокационные, заявления председателя Комитета начальников штабов Вооруженных Сил РК о готовности и намерении нанести упреждающий удар по территории КНДР, правда, под оговоркой, что если будет определено, что противник собирается применить ядерное оружие против РК. И ответственный, сильный лидер страны не может не учитывать эти настроения масс. К тому же это и выполнение завета покойного отца нынешнего лидера генералиссимуса Ким Чен Ира о необходимости обладания ракетно-ядерным щитом для сохранения суверенитета страны.

Что дальше. Я отмечал, что будет новая резолюция Совета Безопасности ООН, новые жесткие экономические санкции (военные в нынешнее время исключаются). Они нанесут ущерб в том числе и экономике КНДР и скажутся на уровне жизни рядовых граждан (вообще-то ООН не имеет права применять санкции, направленные против мирного населения, против рядовых граждан). Но это не приведет ни к ослаблению режима, ни к антиправительственным выступлениям, ни к подрыву авторитета лидера страны. Если они выдержали предыдущие довольно суровые санкции, переживут и новые. В Северной Корее чем сильнее внешний нажим, тем сплоченнее народ, который к тому же в такой ситуации может согласиться и на некоторое снижение уровня жизни и возможно даже на некоторое ограничение свобод, потому что в осажденной крепости не до сантиментов, не до личной свободы, когда стоит вопрос так, что только сплотившись, они могут выжить. А новый лидер, между тем, инициирует строительство новых аквапарков, стадионов, лечебно-восстановительных центров, курортов, ГЭС, предприятий уже в этом году, обещает в этом году решить проблему обеспечения продовольствием, демонстрируя свою заботу (в данном случае не имеет значения, показная или реальная эта забота, потому что все это будет в распоряжении рядовых граждан).
В то же время экономические интересы могут привлечь в Северную Корею и иностранных инвесторов, которые могут получить ценные минеральные ресурсы, например, магнетиты, редкоземельные металлы, по запасам которых страна занимает лидирующие позиции в мире.

Не думаю, что нынешние ядерные испытания в КНДР приведут к каким-то фатальным изменениям в балансе сил в Северо-Восточной Азии. У России могут возникнуть определенные проблемы, т.к. в нынешней ситуации реализация трехсторонних проектов по строительству газопровода, соединения Транссиба и Транскорейской железной дорогой и линии электропередачи высокого напряжения становятся все более проблематичными, но, правда, не безнадежными.

Межкорейским отношениям предстоит пройти тяжелый, трудный, долгий процесс налаживания доверия и взаимопонимания и будем надеяться, что новым лидерам удастся найти какие-то формы взаимоотношений, которые смягчат конфронтацию и постепенно приведут к новым формам взаимодействия и сотрудничества, чтобы через них в отдаленной перспективе подойти к первым мерам по объединению страны и нации, хотя, если все будет идти так, как это было в последние пять лет, то такая перспектива может и не состояться.

12.02.2013

Категория: Новости, Политика, Россия

Добавить комментарий