Фильмы о жизни КНДР представили на Международном Медиа Форуме в Петербурге

| 3 октября 2014 | Комментариев нет

spimf.ru – Фильмы иностранных кинематографистов о Северной Корее предоставили в пятницу на Санкт-Петербургском международном Медиа Форуме. Показы прошли в киноцентре Великан-Парк в рамках программы “Кор-Кор”.

Формула «из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк» абсолютно верна в случае КНДР. Цирковые шоу и кино — главные формы корейской массовой культуры, и звезды цирка часто продолжают свою карьеру как артистки кино. И там, и там они практикуют искусство традиционное, каноническое, основанное на интерпретации (не важно, классических форм или газетных передовиц). Впрочем, главный трактат по теории и практике кинопроизводства — книга товарища Ким Чен Ира «О киноискусстве» и есть политическое послание, облеченное в форму практических замечаний о мастерстве монтажа и грима. Снятые в соответствии с этими указаниями фильмы — своеобразные наследники сталинского стиля (особенно его позднего извода времен малокартинья). Герои тут — элементы живых картин, иллюстрирующих тезисы партийного и национального строительства. Каждый — резонер, голосом которого говорит настоящий автор — партия. Но, несмотря на свою крайнюю партийность, это политически снятое кино не является политическим, скорее — постполитическим, таким же, как сталинский соцреализм. Кинематограф КНДР — это кинематограф мечты, мечты куда более страстной и эйфорической, чем музыкальные комедии Александрова. А его объекты — не феномены, но идеи.

Золотой век кино КНДР длился с середины 1960-х до середины 1980-х, пока непосредственным руководителем и вдохновителем северо-корейского кинопроизводства был Ким Чен Ир. Лично спродюсировав две картины, признанные в КНДР «бессмертной классикой», — «Море крови» (1968) и «Цветочница» (1972), Народный Руководитель отошел от прямого участия в кинопроизводстве, сосредоточившись на стратегии и теории. В 1978-м для модернизации киноотрасли в КНДР пригласили опальную суперзвезду южнокорейской режиссуры Син Сан Ок. До бегства в 1986-м Син Сан Ок успел поставить в КНДР полдюжины хитов, включая северо-корейскую версию «Годзиллы» — «Пульгасари».

Программа «Кор-Кор» предлагает взглянуть на жизнь КНДР с двух сторон. Первая секция — это кино о различных аспектах жизни КНДР, снятое западными документалистами. Вторая — кино из КНДР. Фильмы разных жанров и эпох: от сугубо мужской спортивной притчи до драмы о счастливой женской судьбе. Вместе они дают представление о том едином, неделимом на формы искусства Gesamtkunstwerk, которым является официальная сторона жизни КНДР.

Василий Корецкий, шеф-редактор раздела «Кино» Сolta.ru

spimf.ru

Kor-Kor

Куратор: Василий Корецкий

«Колокольчик»

Torajikko
Режиссер: Че Гён Сун
В ролях: Ким Рюн Хо, О Ми Ран, Сон Ён Ок
КНДР, 1987 год
92 мин

Когда-то инженер Вон Бон уехал из горной деревушки Пхекги-ри в столицу, предав свою любовь к девушке Сон Рим и малой родине. 27 лет спустя, постаревший и раскаявшийся, он возвращается в Пхекги-ри, чтобы найти ее цветущим краем изобилия. Не решаясь встретиться с односельчанами, он посылает в деревню своего сына, который должен искупить вину отца, став достойным членом сельского коллектива трудящихся. История любви молодого человека к прекрасной дочери председателя колхоза рассказана параллельно с историей отношений его отца с Сон Рим — таких же романтических, но далеко не таких счастливых.

Один из типичных образцов «большого стиля», созданного Народным Руководителем Ким Чен Иром, «Колокольчик» получил главный приз на первом Пхеньянском международном кинофестивале. Cнятый в то время, когда тон в северо-корейском кино задавали жанровые блокбастеры Син Сан Ока, звезды южнокорейской режиссуры, то ли бежавшей, то ли похищенной из Южной Кореи, фильм Че Гён Гуна лишен «буржуазных» жанровых влияний. Выпущенный в прокат сразу после бегства Син Сан Ока в Америку, «Колокольчик» ознаменовал возврат кинематографа КНДР к революционному лиризму старой школы после трех лет заигрывания с голливудской формой.

«Состояние ума»

A State of Mind
Режиссер: Дэниел Гордон
Продюсер: Николас Боннер, Джон Бэттсек
В ролях: Дэниел Гордон, Пак Хён Сан, Ким Сон Юн
Великобритания, 2004 год
93 мин.

Фестиваль Ариран — главное культмассовое событие в КНДР. С 2002-го грандиозное многодневное гимнастическое шоу, посвященное истории страны, почти ежегодно проводится на Стадионе Первого Мая в Пхеньяне. Участники фестиваля (около ста тысяч человек) никогда не знают наверняка, состоится ли Ариран в следующем году или нет, и находятся в состоянии постоянной готовности, непрерывно тренируясь на улицах столицы. Школьницы Пак Хён Сан и Ким Сон Юн — постоянные участницы этих массовых гимнастических игр. Они живут одной мечтой — выступить перед Народным Руководителем товарищем Ким Чен Иром. Но кроме мечты у девочек есть и повседневность — семья, тренировки, праздники.

Дэниел Гордон — первый из западных документалистов, которому удалось попасть за кулисы Арирана почти сразу после учреждения этого мероприятия, увидеть работу и отдых его участников, обычных детей, так похожих на своих сверстников из других стран. Кроме самих девочек в кадр попадают и их семьи, принадлежащие к разным социальным группам (отец одной из героинь — физик, другой — рабочий), но мало отличающихся бытом. Обе семьи одинаково любят прогулки на берег реки и песни под гитару, обе интересуются жизнью во внешнем мире, запасают воду для умывания в ванной. Обе одинаково желают лучшего будущего своим детям и одинаково ненавидят американский империализм. Дэниел Гордон впервые приехал в КНДР еще в 2002-м, чтобы сделать документальный фильм о семи участниках сборной КНДР по футболу, обыгравшей Италию в 1966-м. Фильм стал так популярен в самой КНДР, что власти разрешили ему сделать невероятное — снять документальное кино об американском перебежчике Дресноке, живущем в КНДР с 1962 года, женатом на кореянке и преподающем английский язык в университете Пхеньяна. Режиссер уверен, что «картина корейского общества, которую удалось показать в фильме, точна и соответствует реальному положению дел в Пхеньяне».

«Ставить выше цели в творчестве»

Aim High in Сreation
Режиссер: Анна Бройновски
Продюсер: Лизетт Аткинс, Анна Бройновски
В ролях: Питер О’Брайен, Кэтрин Бек, Сьюзан Прайор
Австралия-КНДР, 2013 год
97 мин.

Прочитав книгу товарища Ким Чен Ира «О киноискусстве», австралийский режиссер Анна Бройновски решила отправиться в КНДР, чтобы научиться превращать творческий процесс в революционный. Познакомившись с ведущими представителями кино КНДР (включая любимую актрису Ким Чен Ира Юн Су Гюн и детей американского перебежчика Джо Дреснока, традиционно играющих американских империалистов) и усвоив основные принципы революционно-художественного творчества, Анна возвращается в Сидней, чтобы снять в Австралии истинно чучхейскую драму «Садовница», направленную против возведения буровой вышки прямо в общественном парке рядом с ее домом.

Анна Бройновски — ведущий австралийский документалист, автор четырех документальных кинофильмов, в том числе картины о японских субкультурах (Hell Bento) и суперхита о писательнице-мошеннице Норме Хури (Forbidden Lie).

«Ставить выше цели в творчестве» стал не только актом гражданского активизма, который направлен против транснациональных компаний, отравляющих природу Австралии побочными продуктами добычи газа (сюжет куда сильнее «Эрин Брокович»). Это еще и история знакомства человека капиталистического мира с государством, которое считается на Западе «обителью зла», но оказывается страной радости. Сама Бройновски говорит, что хотела «рассказать историю другой Северной Кореи, ту, в которой обычные люди ведут обычную жизнь, а не ужасы, которые показывают нам по CNN и Fox. Люди, с которыми мы встречались, довольствуются простыми радостями: поездки за город, шашлык, разговоры, песни под гитару, политические анекдоты, похабные шутки. И они действительно счастливы».

«Центральный нападающий»

Chunganggonggyoksu
Режиссеры: Пак Чан Сон, Ким Гиль Ин
В ролях: Ча Ин Сон, Цой Чань Су, Хам Гель Гю
КНДР, 1978 год
75 мин

Ин Сон, молодой нападающий пхеньянской футбольной команды «Тэсонгсан», опозорился во время своего первого матча, так и не сумев попасть по воротам. Теперь он отчаянно работает над собой, чтобы покинуть, наконец, скамейку запасных. Вдохновленный примером сестры, упорно трудящейся на заводе и удачно участвующей в самодеятельности, он утраивает усилия и начинает тренироваться везде и всегда: даже ночью, даже в лесу, даже в дождь, при свете луны. Тренер команды, в свою очередь вдохновленный упорством Ин Сона и идеями товарища Ким Ир Сена, внедряет новый, сверхинтенсивный план тренировок. Маловеры называют его нереалистичным, но очередной матч докажет эффективность революционного принципа «Работать усерднее!».

Этот фильм — эхо беспрецедентного выступления сборной КНДР на чемпионате мира по футболу в 1966-м (в первом раунде корейцы разгромили итальянцев со счетом 3:1). «Центральный нападающий» снят по прямому указанию товарища Ким Чен Ира. Техническим консультантом кинематографистов выступил член той самой легендарной сборной. Эффектные ночные тренировки, показанные в картине, — не художественный вымысел, а реальная практика корейских футболистов того времени.

Фильм восстановлен пекинской компанией Koryo Tours, занимающейся туристическим бизнесом и кинопроизводством в КНДР. Соучредитель компании Николас Боннер — сопродюсер фильмов Дэниэла Гордона и Энн Бройновски, а также продюсер и сорежиссер первой копродукции Бельгии, Великобритании и КНДР — романтической комедии «Товарищ Ким отправляется в полет» (Сomrade Kim Goes flying, 2012).

Категория: Культура, Новости, Россия, Северная Корея

Добавить комментарий