Александр Мацегора: 2014 год стал поворотным в отношениях между Москвой и Пхеньяном

| 22 февраля 2015 | Комментариев нет

ТАСС – Новый посол РФ в КНДР Александр Мацегора рассказал о состоянии отношений между Москвой и Пхеньяном, а также о проблеме денуклеаризации Корейского полуострова

– Прежде всего позвольте поздравить вас с назначением чрезвычайным и полномочным послом Российской Федерации в Корейской Народно-Демократической Республике. Сколько лет вы занимаетесь проблемами Корейского полуострова? С каким настроением приехали в Пхеньян?

– Благодарю вас за поздравление. Для меня является большой честью стать послом Российской Федерации, представлять интересы моего государства в КНДР – дружественной стране, которая близка нам не только географически: наши народы связывает долгая история самого тесного сотрудничества во всех областях.

Я, можно сказать, профессиональный кореевед с немалым стажем. Изучать корейский язык, Корею начал еще в далеком 1973 году, когда поступил на первый курс факультета международных экономических отношений МГИМО МИД СССР. С тех пор вся моя жизнь тесным образом связана с этой страной. Свыше 20 лет я работал непосредственно в Пхеньяне, причем начинал здесь переводчиком сразу после окончания института, кроме того, несколько лет служил дипломатом в Южной Корее. Последняя длительная, около пяти с половиной лет, командировка в качестве советника-посланника российского посольства, завершившаяся в 2011 году, проходила в КНДР. Так что, наверное, не будет преувеличением сказать, что проблемами Корейского полуострова занимаюсь свыше 40 лет. Пхеньян для меня близкий, родной город, в который я вернулся с большой радостью. Здесь мне все знакомо, со многими улицами и достопримечательностями связаны теплые воспоминания. Радуюсь происходящим здесь позитивным изменениям: за три с половиной года, которые прошли после моего отъезда, столица КНДР очень похорошела, появились новые современные жилые кварталы, впечатляющие социально-культурные объекты, на улицах стало гораздо больше общественного транспорта, автомобилей. Я встретился со своими старыми друзьями в корейском МИДе и других ведомствах. Настроение у них, как и у меня, отличное, боевое, а настрой – деловой и сугубо позитивный: нам вместе предстоит проделать в текущем году большую хорошую работу.

– Как вы оцениваете политические, экономические и культурные связи между Россией и КНДР? Ожидаются ли поставки российской гуманитарной помощи в эту страну в текущем году?

– Общее состояние российско-корейских отношений мы оцениваем весьма высоко. У нас поддерживается активный политический диалог на высшем и высоком уровнях: руководители двух стран регулярно обмениваются посланиями, в ноябре прошлого года президент России Владимир Путин принимал секретаря ЦК Трудовой партии Кореи Цой Рен Хэ в качестве спецпосланника руководителя КНДР Ким Чен Ына. Это, конечно, стало главным событием двусторонних отношений 2014 года. В числе крупных мероприятий я также упомянул бы визиты в Россию председателя президиума ВНС КНДР Ким Ен Нама для участия в церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи, министра иностранных дел Ли Су Ена. В свою очередь немало российских делегаций в истекшем году посетило КНДР, особо отметил бы визиты заместителя председателя правительства Российской Федерации – полномочного представителя президента в Дальневосточном Федеральном округе Юрия Трутнева, первого заместителя председателя Совета федерации Александра Торшина, президента Татарстана Рустама Минниханова.

Что касается двусторонних связей в практической области, то с учетом значительного неиспользованного потенциала уровнем их современного развития мы пока не можем быть удовлетворены, в этом направлении нам еще очень многое предстоит сделать. Особые надежды в связи с этим возлагаю на торгово-экономическое сотрудничество.

2014 год стал во многих отношениях поворотным в плане создания новой, отвечающей современным требованиям и основанной на взаимной выгоде, безусловном учете интересов партнера базовой концепции российско-корейского взаимодействия в этой области.

Реализация этой концепции на практике означает предоставление режима наибольшего благоприятствования для российских бизнесменов (включая льготное налогообложение, оформление многократных виз, решение ряда технических вопросов, в том числе обеспечение их бесперебойной связью, создание условий для работы наших технических специалистов в КНДР), переход двусторонних расчетов на рубли, реализацию крупных торговых и инвестиционных проектов по формуле “российские товары и капиталовложения в обмен на корейское минеральное сырье”. Пользуясь случаем, хотел бы отметить решающую роль, которую сыграла в этой работе российская часть межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Россией и КНДР, возглавляемая министром Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александром Галушкой. Несмотря на колоссальную занятость своими основными, так сказать, дальневосточными делами, в 2014 году он дважды посетил КНДР, провел заседание межправкомиссии во Владивостоке, что, собственно, и позволило нам достичь важных договоренностей с корейскими партнерами.

Конечно, предстоит еще немало сделать, с тем чтобы задуманные проекты заработали в полную силу, однако, можно сказать, значительная часть пути уже пройдена.

Россия ежегодно участвует в международных и национальных программах оказания КНДР гуманитарной помощи. В 2014 году были успешно завершены такие гуманитарные проекты, как поставка в КНДР 50 тыс. тонн пшеницы, около 3 тыс. тонн пшеничной муки, 50 современных пожарных автомобилей, комплектов оборудования для полевых госпиталей. Гуманитарное содействие будет продолжено и в 2015 году. В частности, в счет российского взноса в бюджет Всемирной продовольственной программы в КНДР намечена поставка крупной партии нашей пшеничной муки.

– Как известно, Россия и КНДР приняли решение провести в этом году совместные мероприятия в Москве и Пхеньяне по случаю 70-летия победы в Великой Отечественной войне, а также 70-й годовщины освобождения Кореи. Какие конкретно мероприятия стороны планируют организовать?

– В рамках года дружбы Россия – КНДР, приуроченного к празднованию 70-летних юбилеев победы в Великой Отечественной войне и освобождения Кореи, намечено реализовать несколько десятков разнообразных мероприятий – визитов официальных делегаций на парламентском, правительственном и ведомственных уровнях, контактов по линии культурных, спортивных, молодежных обменов, общественных организаций.

– Как складывается торгово-экономическое сотрудничество России, КНДР и Южной Кореи? Какие проекты вы считаете наиболее перспективными в этой области? Сохраняется ли возможность реализации строительства транскорейского газопровода?

– Большие надежды мы возлагаем на трехстороннее (Россия – КНДР – Республика Корея) торгово-экономическое сотрудничество. Пилотным проектом этого направления наших связей является программа ОАО “РЖД” по созданию в северокорейском порту Раджин крупного интермодального перегрузочного комплекса, которая включала в себя масштабную реконструкцию порта и железнодорожного участка Раджин – российско-корейская граница. Комплекс достаточно успешно (пока, правда, на двусторонней российско-северокорейской основе) работает уже сейчас, обеспечивая поставку значительных объемов российского угля в Китай. Однако его эффективность существенно возрастет, если консорциум южнокорейских фирм после длительного всестороннего изучения вопроса примет наконец решение о вхождении в проект. Когда он станет трехсторонним (а именно в таком формате он первоначально и задумывался), мы не только получим заметную прибавку к грузообороту (добавится перевалка российского угля направлением на Пхохан и другие порты РК), но и заложим основу для гораздо более масштабного взаимодействия в реконструкции восточного участка железных дорог КНДР с последующим соединением железнодорожной сети Корейского полуострова с Транссибирской магистралью.
Продолжается проработка и других трехсторонних проектов, в том числе переброски российской электроэнергии на юг полуострова через территорию КНДР, участия российского бизнеса в межкорейской Кэсонской промышленной зоне и, конечно, прокладки транзитного газопровода. Следует признать, что в последнее время активность вокруг газового проекта по разным причинам несколько спала, однако выскажу личное мнение: убежден, что экономический расчет и забота об экологии рано или поздно заставят вернуться к реализации газовой идеи. Причем, замечу, нашим поставщикам будет интересен не только южнокорейский рынок, но и северокорейский потребитель: КНДР, страна с 24-миллионным населением, в конце концов неизбежно станет крупным, причем платежеспособным рынком сбыта российских углеводородов.

– Развитие трехстороннего торгово-экономического сотрудничества во многом зависит от обстановки на Корейском полуострове. Какова, на ваш взгляд, ситуация в этом регионе, включая отношения между Севером и Югом?

– Реализация крупных экономических проектов напрямую зависит от военно-политической обстановки в Корее. Сейчас ее нельзя назвать удовлетворительной. Более того, как это происходит все последние годы, по мере приближения даты начала совместных американо-южнокорейских учений ситуация все более накаляется. Хочется надеяться, что стороны смогут продемонстрировать выдержку, проявят политическую дальновидность и реальную заинтересованность в обеспечении безопасности и стабильности на полуострове и воздержатся не только от резких практических действий, которые весьма остро воспринимаются оппонентами, но и от громких заявлений, также не способствующих успокоению ситуации.

Россия, может быть, больше, чем любая другая страна, заинтересована в нормализации межкорейских отношений – и в плане необходимости обеспечения безопасности на наших дальневосточных рубежах, и с точки зрения перспектив двустороннего и трехстороннего экономического сотрудничества, учитывая уникальный взаимодополняющий характер наших экономик. Наша позиция неизменна: исходим из того, что корейцы должны и могут самостоятельно, без вмешательства и какого-либо давления извне договориться, решить накопившиеся в отношениях между ними проблемы. Однако если в Пхеньяне и Сеуле потребуется наша помощь, уверен, мы в ней не откажем.

– Появилась ли возможность для возобновления шестисторонних переговоров о денуклеаризации Корейского полуострова после нескольких лет обсуждения этого вопроса в различных форматах?

– Ядерная проблема Корейского полуострова является, несомненно, одним из самых острых современных болевых узлов глобального масштаба. Решение ядерной проблемы не терпит отлагательств, дальнейшая затяжка только загонит ситуацию в еще более глубокую яму, из которой будет труднее выбираться. В последнее время идут интенсивные консультации сторон в двустороннем и трехстороннем (США – Республика Корея – Япония) форматах. В частности, заместитель министра иностранных дел Игорь Моргулов, который является главой российской делегации на шестисторонних переговорах, обсуждал эту тему с китайскими, южнокорейскими и японскими коллегами. Российская сторона, как председатель сформированной в рамках пекинского переговорного процесса рабочей группы по системе мира и безопасности в Северо-Восточной Азии, выступает с крупными инициативами, нацеленными на скорейшее размораживание переговорного процесса. Хочется верить, что эти усилия не пропадут даром.

202-M

Категория: Новости, Политика, Россия, Северная Корея

Добавить комментарий