Южнокорейский экспорт сокращается

KBS WORLD – В первом квартале этого года ВВП Республики Корея вырос всего на 0,8 процента. Вот уже ровно год прирост остаётся ниже одного процента. Падение производства в экспортном секторе, который является основным источником стабильного роста экономики, вызывает особое беспокойство. Вполне возможно, что стагнация экономики может оказаться продолжительной. Сегодня мы поговорим с доктором Чхве Сон Гыном из Института экономических исследований группы «Хёндэ».

В прошлом году южнокорейский экспорт вырос всего на 2,3 процента, а в первом квартале этого года он снизился на 2,9 процента. В 2010 году рост экспорта составил 13,9 процента, но уже в 2012 году он снизился до 5,6 процента. Снижение продолжилось, и в 2013 году прирост экспорта составил 4,8 процента, а в прошлом году – 4,3 процента. Экспортные показатели идут на убыль уже четыре года подряд. Экспортные цены также уменьшаются: их рост в 2011 году составил 4,7 процента, а с 2012 по 2014 год цены снижались в абсолютном выражении на 3,7, 1,9 и 2,2 процента соответственно. Снижение объёма экспорта и экспортных цен привело к заметному сокращению экспортной выручки.

В соответствии с данными за первый квартал, опубликованными Банком Кореи 23 апреля, прирост экспорта за этот период оказался нулевым. В четвертом квартале прошлого года вклад экспорта в рост ВВП также снизился до нуля. За исключением экономического спада 2008 года, отечественный экспорт ежегодно увеличивался больше, чем на 10 процентов. Эта динамика продолжалась до 2011 года, но с тех пор объём экспорта растёт значительно медленнее из-за длительного периода восстановления глобальной экономики и падающих цен на нефть.

Причины снижения объёмов экспорта – отсутствие роста в мировой экономике и снижение спроса. В первом квартале прирост ВВП Китая составил 7 процентов, и это самый низкий показатель за 20 лет. Медленный рост ведёт к естественному снижению спроса. Кроме того, наша страна раньше поставляла в Китай большое количество комплектующих. Теперь Китай способен сам удовлетворять спрос. Ещё один фактор – это резкое снижение цен на нефть. Нефтепродукты – это один из ведущих видов отечественного экспорта, и резкое падение цен на сырьё вызвало спад продаж в этом секторе. Падение цен на нефть также негативно сказывается на росте новых индустриальных стран, многие из которых являются экспортёрами нефти. В результате, отечественный экспорт в эти страны также снизился. Все эти факторы негативно влияют на экспорт из нашей страны.

Около четверти отечественного экспорта раньше отправлялось на китайский рынок, однако, снижение спроса и реструктуризация, проводившаяся в 2014 году, негативно повлияли на способность отечественных экспортёров поставлять товары в Китай. Резкое падение цен на сырую нефть, которое началось во второй половине прошлого года, привело к снижению цен на продукцию нефтехимической промышленности, поставляемую за рубеж. Резко упал экспорт и в страны-производители нефти. Негативный эффект на экспорт оказывают и девальвации валют, проведённые многими странами в попытке вызвать рост на внутреннем рынке.

Евросоюз и Япония снизили стоимость своих валют, выпустив на рынок большой объем наличности. Это делается для того, чтобы вызвать рост производства и потребления на внутреннем рынке. В результате, выросла относительная стоимость корейской воны, и это неизбежно подрывает ценовую конкурентоспособность экспорта. Ситуация особенно серьёзна для курса корейской воны к японской иене, который колеблется около отметки 900 вон за 100 иен. Это значит, что стоимость воны сейчас находится около абсолютного максимума за последние семь лет. Для отечественных экспортёров такой курс крайне неблагоприятен, так как многие южнокорейские товары напрямую конкурируют с японскими на мировом рынке. Удорожание воны по отношению к иене очень опасно для отечественной экономики. Расчёты Института экономических исследований группы «Хёндэ» показывают, что если курс воны к иене стабилизируется на уровне ниже 900 вон за 100 иен, экспорт снизится на 8-9 процентов по сравнению с предыдущим годом.

В июне 2012 года 100 японских иен стоили порядка полутора тысяч вон. После того, как в Японии началась агрессивная девальвация валюты, корейская вона стала дорожать, и её стоимость выросла на 60 процентов. В ходе торгов на Корейской бирже 23-го апреля курс воны к иене опустился ниже отметки 900 вон за 100 иен, что составило минимум с февраля 2008 года. Конкурентоспособность южнокорейского экспорта на мировом рынке находится под угрозой из-за агрессивной кредитно-денежной политики Японии. Южнокорейское правительство вынуждено принять меры.

Сейчас правительство Республики Корея пытается найти способ поддержать отечественных экспортёров. 15 апреля министр торговли, промышленности и энергетики Юн Сан Чжик объявил меры, которые будут приниматься для поддержания экспорта. Среди них называются приспособление к внутреннему спросу в Китае, проведение маркетинговых компаний в перспективных регионах, поддержка малых предприятий и известных экспортеров, упрощение приобретения страховки для торговой деятельности за рубежом, помощь при выходе на растущий рынок США, организация новых каналов поставок в крупные торговые комплексы.

После публикации новых планов поддержки экспорта южнокорейское правительство продолжает работать над дополнительными мерами. Сеул планирует оказывать помощь небольшим экспортным компаниям, которые особенно страдают от укрепления воны по отношению к иене. Им помогут диверсифицировать экспортные рынки. Конечно, внешние условия крайне неблагоприятны для отечественных экспортеров. Тревога по поводу возможного дефолта Греции и медленное восстановление спроса на мировом рынке только усугубляют положение. Что же делать в этой ситуации?

Во-первых, необходимо преодолеть структурные проблемы отечественной экспортной промышленности. Многие экспортёры работают на рынке переработки, ввозя детали, комплектующие и сырьё, продавая готовую или почти готовую продукцию в Китай. Такая модель экспорта не отличается прибыльностью. Настало время работать с китайскими потребителями напрямую. Нужно также найти способ приостановить или хотя бы замедлить катастрофически быстрый рост стоимости отечественной валюты. Кредитно-денежная политика должна быть более гибкой, оставляющей место для снижения учётной ставки и других мер, способствующих стабилизации обменного курса. Эти меры должны осуществляться одновременно с теми задачами, о которых объявило правительство.

PYH2013041901390034100_P2

Категория: Новости, Экономика, Южная Корея

Добавить комментарий