Пон Джун-хо представил в Каннах фильм «Паразиты»
ПрофиСинема.ру – На 72 Каннском международном кинофестивале показали «Паразитов» Пона Джун Хо, корейца, автора «Сквозь снег» и «Окчи», с новым фильмом возвращающегося на родную почву. И возвращающегося в блестящей форме. Первые рейтинги критики немедленно вознесли его на вершину.
В первом кадре на маленькой круговой сушилке сушатся носки. Они принадлежат членам бедной корейской семьи, проживающей в полуподвале. Их окна выходят в проулок, в эти окна снаружи постоянно кого-то тошнит. Семья (муж, жена, сын и дочь) пиратским образом пользовали WiFi соседки, но вот та додумалась сменить пароль. Теперь они забираются на подоконник, повыше, к потолку, где вроде бы ловится еще чей-то бесплатный интернет. Сборка коробок для пиццерии – их копеечная работа. Окружающий их запах, который они сами не чувствуют – запах бедности. Тем не менее люди они неунывающие и ловкие. Однажды приятель сына сватает того репетитором к девочке в богатый дом. Документы и рекомендации парню собирают всей семьей (фейк, изготовленный при помощи фотошопа), сравнительно прилично одетый «репетитор» является в богатый дом, чудо архитектуры и ландшафтного дизайна. Герой нравится хозяйке и особенно нравится самой девочке. Он принят. Далее бедная семья поведет себя очень изящно. Но если кажется, что речь идет только об этих двух семьях, то это только так кажется. Пон Джун-хо перед показами просил критику воздержаться от спойлеров (это просто нынешний каннский тренд какой-то!), вот единственное, что хотелось бы себе позволить: тут будут персики. Кажется, они уже превратились в сквозной образ у корейского режиссера, персики фигурировали и играли важную роль еще в его ранних «Воспоминаниях об убийстве».
Главное, что нужно знать про «Паразитов» – это не печальный фильм про бедность, это не плутовская история про путь наверх, это не яростное кино про систему, разрушающую человека, и богатого, и бедного, это всё сразу, перемешанное виртуозно в геометрически точных пропорциях, вызывающее по ходу просмотра постоянную смену настроения и в этом смысле – почти триллер, от которого трудно оторваться. А также кино вполне универсальное. Что бы там режиссер ни говорил до Канн о том, что фильм очень корейский и вряд ли будет адекватно воспринят в мире.
Пон Джун Хо – режиссер интеллектуальный и в то же время очень зрительский, непростой и одновременно понятный, почти сразу стал международным явлением. В 2003 году появился его второй полный метр, как раз «Воспоминания об убийстве», основанные на реальной истории серии нераскрытых убийств в южнокорейской провинции. И фильм с одной стороны собрал отличную кассу, чем даже спас производственную компанию от банкротства, с другой – был показан на нескольких кинофестивалях, в том числе и в Каннах, а Квентин Тарантино потом включил его в свой топ-20 лучших фильмов, сделанных после 1992 г. (теперь они с Тарантино конкурируют в борьбе за «пальму»). Затем было «Вторжение динозавра», и планы на ремейк были у Universal. С 2013г. Пон Джун-хо уже сам успешно работал на международной сцене, сотрудничал на «Сквозь снег» с Харви Вайштайном и на «Окче» с Netflix. «Окча» также участвовала в конкурсе Канн и удостоилась букания на первом же показе, причем, в начале, как раз из-за появления на экране N-слова (в каннском мире это слово Netflix). Возвращение его на родную почву не должно сделать «Паразитов» менее интересными для международной аудитории.
Кино этого режиссера не поддается классификации, и «Паразиты» как раз отлично это демонстрируют. Если поначалу вдруг покажется, что смотришь версию «Магазинных воришек» Хирокадзу Корээды, выигравшего Канны в прошлом году, то эта мирная ассоциация лишь усилит общее итоговое впечатление «получи, фашист, гранату». Фильм постоянно меняет форму. То смешно, то очень страшно (в целом все же очень страшно), то вдруг пойдет Вуди Аллен на корейский манер, то какой-то постмодернизм, то вдруг случится внезапная пародия на Ким Чен Ына, то музыка вдруг превратит комическую сцену почти в танец.
Со «Сквозь снег» помимо прочего «Паразитов» роднит геометрия. В том фильме по свету мчался поезд, а по нему герои шли из последних вагонов в первые делать революцию. Перемещались по горизонтали. Пока один умный кореец не сказал им, что двигаться надо принципиально иначе, в каком-то смысле вбок – остановить поезд и сойти. Тут персонажи двигаются уже исключительно по вертикали, снизу вверх, с пола своего нищенского дома к окну под потолком за стабильным интернетом, из подвала в роскошный дом на холме. Пока не станет ясно, что и тут будет куда-то вбок, в сторону хаоса.
Беднякам сочувствуешь, но они – не раздавленная жизнью человеческая масса, а вполне предприимчивые люди. Богатая семья Паков – не безвкусные нувориши, не такие простаки, какими выглядят. Это и актуальный социальный комментарий, и вполне вечное философское «знаешь, когда план не подведет? Когда нет плана». В этом фильме все вроде очевидно и в то же время не то, чем кажется.
Вот еще одно неочевидное, уже из жизни. Если «Паразиты» вдруг получат одну из наград Канн, а то вдруг и Золотую пальмовую ветвь, будет ли это решение признанием достоинств фильма? Или в каком-то смысле еще и посланием всем остальным: не работайте с Netflix, и вообще работайте на родном языке (читай «не на английском»).
Российский релиз фильма запланирован на 4 июля 2019 года, дистрибьютор ПРОвзгляд.
Публика Каннского фестиваля устроила 15-минутную овацию съемочной группе фильма «Паразиты»
Категория: Видео, Корейская волна, Культура, Новости, Южная Корея