Сбитый СССР в 1983 году южнокорейский Боинг 747 ещё припомнят России

| 9 августа 2013 | Один комментарий

SDC15263OneKorea.RU – Ранним утром 1 сентября 1983 года самолет южнокорейской авиакомпании «Korean Air» Boeing-747 в районе Камчатки нарушил воздушное пространство СССР, после чего был сбит пилотом советского сверхзвукового истребителя Су-15 Геннадием Осиповичем. Лайнер упал в море около острова Сахалин.
Погибли 269 человек.

И командование ПВО на Дальнем Востоке и летчик были уверены, что к нам залетел американский самолет-разведчик Boeing RC-135.

Инцидент со сбитым в 1983 году Советским Союзом южнокорейским самолетом ещё долго будет являться раздражителем в российско-южнокорейских взаимоотношениях. Корейцы будут мило улыбаться и делать вид, что все забыли, но настанет момент, когда они заставят платить уже не советскую Россию по “советским долгам”.

Произошла трагическая ошибка, факт которой первоначально в СССР отрицали, что вызвало международные осложнения, которых советское руководство не ожидало. За Советским Союзом моментально закрепилась характеристика ранее данная президентом Рональдом Рейганом – “Империя зла”.

Рассекреченные советские государственные архивы дают нам возможность понять, чем руководствовались советские лидеры, когда принимали опрометчивые решения. Инцидент с южнокорейским Боингом нужно было урегулировать в 1983 году.

Сов.секретно
Экз.единственный
(Рабочая запись)

Заседание Политбюро ЦК КПСС

8 сентября 1983 года

Председательствовал тов. Черненко К.У.
Присутствовали т.т. Горбачев М.С., Гришин В.В., Тихонов Н.А., Романов Г.В., Устинов Д.Ф., Воротников В.И., Долгих В.И., Кузнецов В.В., Соломенцев М.С., Капитонов И.В., Русаков К.В.

[…]

13. О проведении пресс-конференции в связи с вторжением южнокорейского самолета

ЧЕРНЕНКО. Мы уже предрешили вопрос о проведении пресс-конференции для советских и иностранных журналистов в связи с инцидентом с южнокорейским самолетом. Может быть, товарищи, участвующие в работе над этим вопросом, проинформируют нас о состоянии дел.

КОРНИЕНКО Г.М. (первый зам.министра иностранных дел). Я могу доложить Политбюро, что рабочая группа, образованная из представителей МИД, Министерства обороны и КГБ, собирается каждый день, разрабатываются и вносятся на рассмотрение Политбюро соответствующие предложения. Сейчас главным моментом для нас является подготовка пресс-конференции, которая состоится завтра в три часа дня.

УСТИНОВ. Я скажу о нашей оценке инцидента с южнокорейским самолетом в выступлении при награждении Севастополя.

ЧЕРНЕНКО. Это хорошо.

ЧЕБРИКОВ. Хочу доложить Политбюро, что сейчас в районе падения южнокорейского самолета находится тринадцать американских и японских кораблей и 24 наших корабля. Они сосредоточены в трех местах. Кроме того, там действуют четыре американских самолета и пять наших самолетов. Сейчас на подходе к этому месту находится американское судно для проведения глубоководных работ.

Надо сказать, что в провокационных целях американцы заявили по радио на русском языке о том, что если над действующими американским кораблями появятся советские самолеты, то они будут сбиты. Это, конечно, преднамеренная провокация.
Поскольку ветер дует к советскому берегу, то море вынесло к берегу примерно 900 различных предметов, связанных с гибелью самолета. Трупов пока нет.

Наметились некоторые новые тенденции в американской пропаганде вокруг инцидента. Во-первых, постоянно муссируется вопрос о том, что якобы самолет был сбит не над советской территорией, а над нейтральными водами. Это заведомая ложь. Во-вторых, поднят шум вокруг требований о компенсации семьям тех, кто летел в самолете. В-третьих, в печати США и Японии так или иначе все больше стало появляться вопросов о том, почему американские власти умалчивают о фактах слежения за южнокорейским самолетом. Многие корреспонденты прямо говорят, что в ночное время, состояние погоды, а также расстояние, отделявшее самолет от советских истребителей, не давали возможности точно определить его принадлежность. Одновременно высказывается удивление тем, что ни американцы, ни японцы не поместили никаких сообщений о деятельности своих диспетчерских служб.

ТИХОНОВ. Будем ли мы проводить глубоководные работы в районе гибели самолета?

УСТИНОВ. Есть один корабль у Министерства рыбной промышленности, приспособленный для глубоководных работ. Мы попытаемся его использовать.

ЧЕБРИКОВ. Глубина там оказалась не 80-100 метров, как предполагалось ранее, а 400-600 метров. Работать на такой глубине будет довольно трудно. Да и притом воды нейтральные.

ГОРБАЧЕВ. Не прорабатывался вопрос, как нам действовать на заседании ИКАО?

ЧЕБРИКОВ. ИКАО не имеет права обсуждать вопрос об инциденте с самолетом.

ТИХОНОВ. Однако Ассоциация пилотов заявила, что не будет иметь с нами дело в течение двух месяцев.

ЧЕБРИКОВ. Она попала в довольно трудное положение. В Советском Союзе сейчас много иностранных туристов. Кто их будет вывозить, если они не будут принимать самолеты Аэрофлота? Пока санкции в отношении Аэрофлота предприняли только США и Канада.

Что касается нашей страны, то у наших людей отношение к инциденту самое спокойное и правильное. Надо отметить, что американские и другие иностранные корреспонденты попытались пойти с магнитофонами по Москве и поспрашивать прохожих об их отношении к инциденту с южнокорейским самолетом. Ответы были такие решительные и острые, что корреспонденты очень быстро убрались восвояси.

ЧЕРНЕНКО. Теперь главное – успешно провести пресс-конференцию. Постановление по этому вопросу у вас имеется. Нет возражений, чтобы его одобрить?

ЧЛЕНЫ ПОЛИТБЮРО. Нет, можно одобрить.

Постановление принимается.

Документ приводится в соответствии публикацией в журнале “РОДИНА” №4 1993 год.

Категория: Документы, История, Происшествия, Россия

Комментарии (Один комментарий)

Трекбек URL | Комментарии RSS

  1. одесса-мама:

    Статья супер,прошло 30 лет и нате Вам,да и фраза ( они заставят платить уже не советскую Россию по «советским долгам».)Очередной наезд на Россию.Все думал к чему это.Что-то надо еще ждать от России,но вопрос сколько ждать. И вот дождались 17 июля 2014 года .Опять Россия и опять сбитый пассажирский Боинг.Совпадение или очередная провокация….Жаль простох людей ,заложников политических игр.Интересно будет ли стать в 2018 году про сбитый ВМФ США Иранский пассажирский самолет с 290 пассажирами на борту.К слову, тогда капитана корабля оправдали.Вот такие мысли появились с утра

Добавить комментарий