Вступительные экзамены в ВУЗы Южной Кореи

Получение образования в Корее, сродни религиозному культу. Успешное поступление в престижный ВУЗ после школы, определяющее событие в жизни корейца. Свой взгляд на корейское образование предлагает европеец давно преподающий в Южной Корее. Маартен Мейер специально для “Единой Кореи”.

В Корее создается такое впечатление, что люди всегда учатся то ради одного экзамена, то ради другого. Привычка постоянно сдавать экзамены возникает у школьников довольно рано. До 1997 года, девятиклассники должны были сдавать вступительные экзамены для перехода в старшие классы школы. И хотя данный экзамен был отменен, практика вступительных экзаменов в ВУЗы, или сунён (suneung), приносит огромную головную боль ученикам и стресс их родителям. Школьники сдают экзамены по математике, естествознанию, корейскому языку и английскому языку. От общего бала по этому экзамену зависит, в какой ВУЗ они смогут поступить.

Все ВУЗы Кореи имеют рейтинг вероятно отражающий уровень обучения там, и Сеульский национальный университет, Корейский университет и Университет Ёнсэ занимают первые три позиции в рейтинге. Поступить в один из этих трех университетов – мечта любого старшеклассника, а особенно их родителей. Поступление в подобный престижный ВУЗ практически гарантирует в будущем достойную работу, а также значительно расширяет горизонты возможностей найти спутника жизни. В итоге, один экзаменационный день по сути определяет всю дальнейшую судьбу подростка в Корее. Как следствие, степень «напряжения» в преддверии этого как правило прохладного ноябрьского дня колоссально. Выпускные школьные годы детей проходят под тяжестью осознания грядущего «Дня сунён».

Сдача этого вступительного экзамена в ВУЗы является в Корее ежегодным общенациональным «спектаклем». Это событие раскрывает всю суть ставшей традиционной для Кореи одержимости учебой, а также все противоречие и обеспокоенность с которыми сталкивается страна в попытках отыскать путь к формированию такой системы образования, которая отвечала бы современным требованиям. Уже за три месяца (сто дней) до дня экзамена, газеты начинают пестрить фотографиями отчаявшихся матерей, молящихся в храмах и церквях страны за успешные оценки их детей. А дети все это время не снимают с себя кольца, которые их матери дали им на удачу. Когда до экззамена остается месяц (30 дней), матери снова попадают на обложки газет и журналов с фотографиями, где они зажигают свечи в сеульском Храме Досон и других буддийских храмах по всей стране.

Одновременно с этим несколько сот профессоров и учителей, ответственных за подготовку экзаменационных вопросов, вступают в период месячной изоляции в месте, неизвестном никому, дабы не допустить никаких утечек информации. Такая изоляция препятствует «лоббированию» со стороны всевозможных «заинтересованных групп» и родителей, готовых пойти на подкуп. Даже все черновики, которыми пользуются учителя, тщательно уничтожаются, чтобы не допустить ситуации, когда нечистые на руку студенты захотят получить выгоду от изучения мусорных корзин. (Подобные «профилактические меры в академической среде» присущи исключительно корейской системе образования. Однажды, и мне «выпала честь» принять участие в подготовке вступительного экзамена в одно из образовательных заведений Кореи. На Западе подобные эксцессы являются чем-то просто не слыханным. Следовательно, для меня этот опыт стал очень новым переживанием – хотя к тому моменту я уже многие годы проработал в системе образования.)

Когда почти 700 000 абитуриентов отправляются к месту сдачи экзамена, вся страна практически замирает. Время начала работы банков и всех правительственных учреждений, а также время начала учебы для всех остальных студентов в день вступительного экзамена переносится на час позже, чтобы избежать автомобильных пробок и чтобы никто по этой причине не опоздал на свой экзамен. В этот день тысячи полицейских мобилизованы, чтобы организовывать утреннее передвижение абитуриентов. Полицейские автомобили, машины пожарных и служб скорой помощи, и даже мотоциклетный эскорт задействованы, чтобы помочь школьникам добраться до нужного места. У ворот школ друзья, родственники и младшие школьники выстраиваются с транспарантами, барабанами и горячим чаем, чтобы поддержать «несчастных» по пути к своему «месту казни». Многие родственники проводят таким образом у школьных ворот долгие восьмичасовые пытки.

На следующий день после экзамена во всех газетах публикуются фотографии школьников склонившихся в молитвах над своими экзаменационными листками, очевидно в надежде на то, что Всевышний смилостивится над ними и благословит их больше, чем их соседа по парте. И всегда после очередного экзамена начинаются традиционные разговоры: в этом году экзамен был слишком легким, или слишком трудным, или математика была слишком сложной, а корейский наоборот простым, и т.д. Некоторые школьники бывают настолько недовольны своим результатом экзамена, что продолжают еще целый год готовиться, чтобы пересдать этот экзамен в надежде поступить именно в выбранный ими ВУЗ. И, к сожалению, всегда бывает ряд особенно несчастных результатами своего экзамена детей, которые решают покончить жизнь самоубийством.

Сунён в Корее – это экзамен, направленный исключительно на прошлое, на успешную учебы в школе, а не в будущее, не на потенциал учебы в ВУЗе; этот экзамен не оставляет практически никакого пространства для творчества; он требует от школьника воспроизвести определенные знания и факты, которые он или она впитали за время учебы в старших классах школы, где ото всех экзамен требует типовой подготовки; к тому же он практически исключает возможность применения знаний, полученных в рамках бесплатных дополнительных занятий; по сути экзамен представляет собой единовременный и ежегодный тест, где ты либо побеждаешь, либо проигрываешь.

Отрывок из книги Маартена Мейера «Война образования» (Maarten Meijer, “Education War”, Coliseum Publishers, Seoul, Korea, 2009)

Перевод: onekorea.ru

Обложка книги Маартина Мейера «Война образования» 2009

Обложка книги Маартина Мейера «Война образования» 2009

Категория: Новости, Образование, Южная Корея

Добавить комментарий