Андрей Ланьков прочел в Москве лекцию об истории отношений СССР и КНДР

| 22 февраля 2016 | Комментариев нет

OneKorea.RU – 18 февраля 2016 г. в рамках проекта «Публичные лекции “Полит.ру”» с лекцией «СССР и КНДР 1953-1961» выступил известный российский востоковед, публицист, кореевед, кандидат исторических наук, профессор университета Кукмин (Сеул) Андрей Ланьков.

С приходом к власти Хрущев продолжил в Советском Союзе политику, начатую еще Лаврентием Берия, по либерализации сталинской системы. Подобная модель “народной демократии” уже начала внедряться в Восточной Европе и послу в Северной Корее были направленные соответствующие директивы.

А из посольства приходили тревожные новости. В декабре 1955 в КНДР начинается голод. У крестьян отобрали все зерно, в народе зрело открытое недовольство.
Руководство СССР потребовало от Ким Ир Сена не увлекаться инвестициями в тяжелую промышленность, отменить введенный запрет на частную торговлю зерном и снизить темпы коллективизации.

Посольство было прекрасно осведомлено, через советских корейцев в руководстве, обо всех решениях корейского лидера, однако использовать их в качестве рычага давления на решения Ким Ир Сена в посольстве не могли. Ким Ир Сен понимал, что в случае потери власти ему грозит гибель, к тому же у него было свое видение будущего страны, которое радикально отличалось от видения СССР.

Ким Ир Сен начинает одновременно уничтожать внутреннюю оппозицию из просоветской и прокитайской группировок в партии. Первой жертвой зачисток стали старые коммунисты-подпольщики. Уже в 1953 году в Пхеньяне прошел большой публичный судебный процесс, напоминающий московские процессы 1930-х. 1950-е годы стали для Ким Ир Сена, председателя ЦК Трудовой партии Кореи (лидера ее «партизанской фракции») и председателя совета министров КНДР, временем борьбы с внутрипартийной оппозицией.

В феврале 1956 год в СССР проходит XX съезд КПСС с докладом Хрущева о культе личности. Ким Ир Сен участия в нем не принял. В апреле в Корее проходит III съезд Трудовой партии Кореи. Леонид Брежнев, возглавлявший советскую делегацию, произносит речь против культа личности. Последовал неожиданный для СССР ответ: в КНДР тоже осудили культ личности, но не Ким Ир Сена, а Пак Хон Ёна – лидера «внутренней» фракции, легендарного коммуниста, к тому моменту уже расстрелянного.

В центре заговора оказывается северокорейский посол в Москве. Настроенная на реформы внутрипартийная оппозиция планирует собрать пленум ЦК Трудовой партии Кореи и на совершенно законных основаниях (такой способ сработал в некоторых странах советского блока) снять Ким Ир Сена с поста председателя ЦК.

Вернувшись в 1956 году из поездки в СССР и странам Восточной Европы и узнав о планах оппозиции Ким Ир Сен оттягивает начало очередного пленума ЦК и проводит ряд личных встреч с его членами. В результате на открывшемся 30 августа пленуме из пятидесяти с лишним участников было лишь восемь сторонников оппозиции, с критикой Ким Ир Сена выступил один. Пленум осудил оппозиционеров, они были сняты со своих постов, а вскоре исключены из партии и помещены под арест.

Осенью 1956 года происходит контрреволюционный мятеж в Венгрии, недовольство зреет в других странах. В этих условиях советское руководство решило, что перестаралось с насаждением десталинизации и перестало требовать этого от КНДР.

059-2016

Категория: История, Культура, Новости, Образование, Россия

Добавить комментарий