Планирование и развитие научно-технического прогресса в Южной Корее

OneKorea.RU – 55 лет назад в истории Южной Кореи произошло невероятное для капиталистического общества явление – началось выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства. Необычность этого явления была связана, во-первых, с тем, что, как тогда полагали большинство теоретиков рыночной экономик, а сейчас в России, так называемые либералы, рыночная экономика, законы развития рынка сами по себе выполняют функции регулирования развитии экономик. Во-вторых, это, по-видимому, первый случай в истории, когда правящий военный режим, являвшийся твердым сторонником рыночной экономики, решил прибегнуть к методам управления экономикой, порожденной антагонистической для него социалистической системой хозяйствования (напомним, что в Северной Корее первый пятилетний план начал осуществляться пятью годами раньше, в 1957 году и показал поразительные результаты создания условий для промышленной революции и резкого подъема производительных сил и уровня жизни населения, жилищного и культурного строительства). В-третьих, несмотря на полную зависимость от США не только в экономике, но и в политике, внешней торговле, финансах, в правовой системе, правящий военный режим, в отличие от США, решил пойти по пути выбора государственно-капиталистической модели развития рыночной экономики.

PYH2013040808760034100_P2

Государственное планирование, которое в условиях Южной Кореи, конечно, не было копией плановой системы тогдашних социалистических стран, а правильнее могло бы быть названо как государственное программирование, позволило существенным образом сократить подготовку и проведение промышленной революции, которая могла бы вывести страну из аграрной отсталости и «идиотизма деревенской жизни», дать толчок развитию образования, культуры, создания современного быта. Если вспомнить, что на подготовку и осуществление промышленной революции Великобритании потребовалось почти полтора столетия, то Южной Корее благодаря планированию, особым формам накопления капитала за счет ориентированной на внешнюю торговлю и успешное внедрение в международное разделение труда, и, конечно, в первую очередь, трудолюбию населения, удалось уложиться в два десятилетия.

Необходимо также отметить, что промышленная революция в Южной Корее происходила в то время, когда в развитых в экономическом отношений странах происходила научно-техническая революция. И хотя в Южной Корее на первых порах не хватало кадров, технологий, финансовых средств, все же использование достижений научно-технической революции сыграло существенную роль в сокращении сроков подготовки и осуществления промышленной революции. А промышленная революция, как известно из истории, создает материально-техническую и и образовательно-кадровую , управленческую базу для индустриального развития.

Как известно, влияние научно-технического прогресса на Корейский полуостров – неоднозначное.

Неотъемлемой частью НТП является глобализация в области науки и техники, т.к. государства, вступающие в мировое сотрудничество, делятся и обмениваются своим опытом, в частности новыми открытиями, становясь тем самым частью единого глобального Научно-технического прогресса.

Механизм глобализации действует абсолютно объективным, но в то же время неизбежным образом. Это вытекает из самой природы глобализации как явления современности. Этот механизм неподвластен остановке, таково уж императивное требование современного общества и научно-технического прогресса. Тому есть вполне себе объективные причины[1]

Прежде всего нужно выделить экономический фактор, политический, международный, общественный и, наконец, научно- технический фактор.

Средства транспорта и связи, новые технологии создают огромные возможности для быстрого распространения идей, товаров, каких-либо финансовых ресурсов. Это проявление глобализации особенно близко РК, т.к. может быть обусловлено несколькими причинами:

  • слабая материально-ресурсная база, как следствие, зависимость от внешних источников;
  • довольно ограниченная емкость внутреннего рынка, в связи с чем южнокорейские товары нуждаются в реализации за рубежом[2]

В условиях государственного капитализма именно государство стало создавать некую научно-техническую инфраструктуру, которая смогла бы поспособствовать индустриальному развитию страны.[3]

Дабы ускорить научно-техническое будущее государства, в РК была сформирована определенная законодательная база, которая оказала значительное влияние на развитие прикладной и фундаментальной науки, а также поспособствовала развитию новой экономической системы, в основу формирования которой были вовлечены передовые научно-исследовательские структуры, что, в свою очередь, дало шанс Южной Корее стать государством с более конкурентоспособной экономикой и без какой-либо опаски провала выйти на внешний рынок.

В связи с тем, что РК все больше становилась частью мирового научно-технического прогресса, страна нуждалась в более высококвалифицированных кадрах. В связи с этим, правительство
также учредило несколько законов в 1973[4] -1974[5] гг., которые были направлены на стимулирование роста потенциальных рабочих.

В Южной Корее была сконструирована целая система разного рода мероприятий для стимулирования роста научных разработок на разнородных уровнях, инновационной научно-технической сферы в целом.

Были созданы различные предприятия, научно-исследовательские центры, университеты с технологическим уклоном. Более того, правительство начало привлекать инвестиции извне, что дало толчок к более резкому развитию техники, научных исследований, построению лабораторий для проведения экспериментов и т.д.[6]

На данный момент все законодательство в научно-технической сфере Южной Кореи опирается на принятую в 1987 г. Конституцию РК. Она стала основой для развития всего современного корейского общества. Именно в ней впервые были отражены позиции государства по отношению к научно-техническому прогрессу экономики.

«Государство обязуется в ходе осуществления реформ сформировать научно-техническую базу, тем самым развить потенциал для национального экономического роста страны.»[7]

Знаменательным фактором является и то, что при президенте РК Ли Мен Баке(2008-2013 гг.) была выдвинута «Стратегия 577», целью которой было довести инвестиции в науку до 5% ВВП. По прогнозам, доля расходов на фундаментальные исследования в общих государственных расходах на науку должна была вырасти с 25 до 50% за счет развития грантовой системы, а среднее число ссылок на каждую корейскую статью должно было увеличиться до 4,5.[8]

Правительство определило семь наиболее перспективных направлений научно-технического развития, на которые должны были выделяться государственные средства. Именно поэтому в названии «дорожной карты» стоит цифра «577» – за пять лет семь приоритетных направлений должны были превратить РК в седьмую научно-техническую державу мира.

Первое направление: автомобилестроение, судостроение, тяжелое машиностроение и производство полупроводников. Задача переоборудовать инфраструктуру этих отраслей в соответствии с мировыми стандартами.

Второе направление: программное обеспечение нового поколения и раннее диагностирование онкологических заболеваний.

Третье – интегрированные системы передачи информации и розничная торговля в сети;

Четвертое – высокозатратные отрасли, включающие разработку космических спутников, оружия нового поколения и ядерных реакторов;

Пятое – разработка стандартов продовольственной безопасности;

Шестое – прогнозирование климатических изменений и разработкаальтернативных источников энергии;

Седьмое – новые интегральные технологии, которые могут применяться в различных отраслях.

Согласно данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, в 2012 г. РК подала 178,9 тыс. заявлений на регистрацию патентов и заняла четвертое место после КНР, США,Японии. Новые научные разработки поспособствовали и развитию южнокорейской экономики.[9]

Как известно, за развитие науки в РК отвечает Министерство образования, науки и техники (Сейчас это министерство называется Министерством креативных наук). В апреле 1999 правительство создало Национальный совет по вопросам науки и технологий, который был призван повысить эффективность инвестиций в научные разработки за счет концентрации усилий в таких наукоемких отраслях, как информационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии, природоохранные и аэрокосмические технологии и сохранение культурного наследия страны. Главной задачей Национального совета является координация политики в области развития науки и технологии, расширение инвестиций в НИОКР и составлении приоритетных программ научно-исследовательских работ.[10]

На современном этапе южнокорейская наука делится на: университетскую, которую представляют государственные и частные вузы; академическую, которую представляет Национальная академия наук РК(общественная организация) и пять отраслевых академий наук, имеющих статус государственных, некоммерческих учреждений: Национальная академия наук сельского хозяйства РК; Национальная академия искусств РК; Академия корееведения; государственные и частные научно-исследовательские организации.[11]

Система поддержки науки в РК разнообразна. Она строится по программному принципу.В течение 1999-2009 гг. действовала программа «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки на рубеже XXI в.» с общим бюджетом 3 млрд. 500 милл.долл. В рамках программы оказывалась поддержка 25 большим междисциплинарным проектам по ключевым технологическим отраслям Каждый проект реализовал специальный исследовательский консорциум, который имел полную свободу в распоряжении средствами. Ответственность за успех вполне нес председатель консорциума.[12]

С 1997 г. действует «Творческая инициатива исследования» – программа грантов для ведущих научных групп (500 тыс. долл. в проект в год, 50-60 проектов). С 1999 г. реализуется похожая программа «Национальная исследовательский лаборатория», но с более широким охватом и меньшими суммами грантов (450 проектов, по 200-300 тыс. Долл. на пять лет каждый).[13]

Наиболее интересная программа «Университет мирового уровня» (программа действовала на протяжении 2008-2012 гг.), которая способствовала решению главной проблемы корейской науки – недостаточной привлекательности корейских вузов и научных институтов для иностранных ученых и молодых талантливых корейских исследователей.

В этих условиях правительство приняло решение привлечь достаточное количество ведущих ученых из-за границы, чтобы они помогли реформировать исследовательские вузов и повысили их международную конкурентоспособность. Все вышеуказанные программы, а также многие другие, администрирует Корейский фонд науки и техники (KOSEF).

Интересы корейского правительства и частных учреждений все более направляются на создание фундаментальных технологий и их коммерциализации в парадигме экономики знаний. Университеты начинают играть важную роль в проведении технических исследований в результате специальных академических поощрений инновационной работы, а частные структуры осознавать необходимость разработки новейших технологий во всех отраслях экономики. Важно еще раз отметить, что южнокорейские правительства приложили большие усилия для создания эффективной инновационной системы, что дало значительные фактические результаты.

Доля государства в финансировании фундаментальной науки и НИОКР является достаточно низкой, поскольку ведущую роль играет частный бизнес-сектор, в основном, со стороны Чеболей. Показательно, что доля ориентированных на экономическое развитие и рост программ, составляет более половины всех государственных расходов на НИОКР, подтверждает приоритетность для Кореи общенациональных структурных сдвигов в направлении достижения глобальной конкурентоспособности. При этом в исполнении масштабных исследовательских работ университеты не принимают активного участия, во-первых, из-за нехватки средств и отсутствия возможностей проводить НИОКР, а во-вторых, из-за их традиционной ориентации на обучения и формирование человеческого капитала страны для его универсальной способности к имплементации экономики знаний.[15]

Таблица 1 (см. приложение 1) показывает, что ресурсы НИОКР сосредоточены в основном в области ИКТ и других наукоемких отраслях, что свидетельствует о секторальной ориентации Кореи на креативную деятельность в современной парадигме экономики знаний.[16]

Отдельного исследовательского внимания требует ответ Южной Кореи на крайне сложный вопрос индустриализации и надлежащей инфраструктурной обеспеченности экономически отсталых регионов страны путем создания индустриальных кластеров.

В процессе их строительства был достигнут синергетический эффект путем региональной концентрации разноотраслевых компаний вследствие минимизации производственных и транспортных расходов, генерирования преимуществ экономии на масштабах, повышения уровня занятости, увеличения иностранных инвестиций.[17]

В дальнейшем формирование благоприятной инновационной среды стимулировало преобразования индустриальных кластеров в инновационные технопарки, основанные на экономике знаний в креативном направлении.

В общем, в эффективном симбиозе национальных и бизнес мотиваций и согласованных действий корейская экономика трансформируется в инновационно-креативную экономику знаний, становится высококонкурентоспособным участником глобального рынка. Вместе с тем, уровень такой конкурентоспособности можно определить только в системе международных компаративных сравнений.

Эксперты Всемирного банка констатируют, что успешный переход к экономике знаний предусматривает создание определенных условий через долгосрочные инвестиции в образование, развитие инновационных систем, постоянное совершенствование информационной инфраструктуры и создание благоприятной среды для рыночных инноваций.[18] В формате соответствующих критериев оценивается способность стран к формированию экономики знаний и очевидно их способность быть частью НТП и соответствовать его стандартам.

Несмотря на то, что Южная Корея преуспевает по всем параметрам в развитии технологий, окружающая среда РК вскоре может подвергнуться, а возможно и уже начала подвергаться серьезным последствиям, в частности страдает воздух и, соответственно, люди, у которых в связи с эти развиваются различные болезни, начиная с молодого возраста.

Если так происходит, то это говорит лишь о том, что вскоре Южную Корею могут настигнуть различные серьезные проблемы, связанные с экологией, что является ключевым фактором (хорошая экология) в удачной и процветающей экономике страны. Может эти факторы и не будут явно проявляться сейчас, но придет время и они обязательно дадут о себе знать.

Важно отметить, что технологии и НТП – это, конечно, важно для процветания страны в социально- экономическом плане, подтверждение этому можно увидеть на примере РК. Однако с философской и теоретической точки зрения, НТП должен присутствовать, но, как говориться, в меру. Не нужно полностью заменять сельское хозяйство и подобные секторы технологиями, лишать человека гармонии с природой. В мире всегда должен быть баланс. Только живя в согласии с окружающей средой, и в то же время создавая технологии и машины, оказывающие минимальное влияние на природу, можно добиться невероятных успехов на мировой арене в экономическом плане и просто во вселенной с точки зрения гуманизма.

Текст: Шигарина Эвелина,
бакалавр, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономик»


  1. Суслина С.С. Экономика Республики Корея в свете глобализации.
  2. Суслина С.С. Указ. Соч. С. 23
  3. Рязанова А. Н. Научно-техническое развитие и иновационная политика РК. Указ. Соч. С. 15
  4. Закон, связанныйструдомвсференаукиитехники* (The Constitution of the Republic of Korea. Chapter № IX. The Economy. Article№127.)
  5. Закон, направленный на структуру гос. вложений в научные институты* (Там же.)
  6. Суслина С.С. Республика Корея на постиндустриальной стадии развития (конец 80-х – начало 90-х годов), С. 57
  7. The Constitution of the Republic of Korea. Chapter № IX. The Economy. Article №127. P. 40
  8. Наука по-корейски: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=33163#.VxJBISOLTEY
  9. http://www.wipo.int/portal/ru/south_korea_statistics
  10. Josh Park. Confucianism in Korea’s Economic Revolution. / Park Josh // Asia Europe Journal, # 1.3. – 2005, P. 321.
  11. Там же.
  12. Lee Jun Han. Primary Causes of Asian Democratization: Dispelling Conventional Myths / Jun han Lee // Asian Survey. – 2006. – Vol. 42. – № 6. – P. 821
  13. Там же. Указ. Соч. С. 837
  14. Josh Park. Confucianism in Korea’s Economic Revolution. / Park Josh // Asia Europe Journal, # 1.3. – 2005, P. 321.
  15. Lee Jun Han. Primary Causes of Asian Democratization: Dispelling Conventional Myths. Vol. 42. – № 6. -2006.
  16. Там же.
  17. Пак Кын Хе: «Я открою новую эру на корейском полуострове». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.euronews.com
  18. Там же.

таблица 1

таблица 2

Категория: Новости, Образование, Экономика, Южная Корея

Добавить комментарий