сайт Единая Корея отмечает 15 лет со дня основания

Торгово-экономические отношения Республики Корея со странами Латинской Америки

OneKorea.RU – Латинская Америка занимает важное место в торгово-экономических отношениях Южной Кореи. Связано это и с экономическим потенциалом региона, и его внешнеторговым оборотом с ней. Так, совокупный ВВП региона составляет более 6 трлн. долл, превосходя ВВП Японии, Германии. Внешнеторговый оборот Латинской Америки составляет более 5 трлн. долл.. Торговый оборот Южной Кореи с Латинской Америкой составляет около 150 млрд долл., что выводит ее на второе место (после КНР, с которой у Южной Кореи торговый оборот составляет около 220 млрд долл.) среди торговых партнеров Республики Корея. При этом объем экспорта РК в 2 раза превышает объем импорта из Латинской Америки[1].

Интерес к Латинской Америке связан с богатыми природными ресурсами и с запросами стран региона в высокотехнологичной продукции, а также в инвестициях в целях стимулирования индустриальной и научно-технической революции и удовлетворения растущих запросов населения, чей жизненный уровень особенно сильно поднялся в ХХI веке.

Страны Латинской Америки играют значительную роль в развитии различных отраслей мировой экономики. Так, экспортерами руд металлов являются: Бразилия (бокситы, урановые, железные и марганцевые руды, руды редких металлов (первое место в мире по их запасам добыче), Суринам, Ямайка, Гайана (бокситы), Чили (медь), Перу (медь, свинец, цинк), Боливия (олово), Мексика (ртуть, свинец, цинк, медь, сера). Наличие природных ресурсов позволяет развивать черную и цветную металлургию. Бразилия занимает первое место в мире по запасам и добыче ряда руд редких металлов (тантал, бериллий, 88% мировых запасов ниобия).

По экспорту нефти и природного газа лидерами региона являются Мексика, Венесуэла и Эквадор. Машиностроение и химическая отрасли развиты в Бразилии, Мексике, Аргентине. Машиностроение представлено автомобилестроением, авиастроением, судостроением, производством бытовых электроприборов. Так, например, Бразилия является одним из лидеров судостроения в мире и имеет 17 верфей. Бразилия создала авиационную промышленность, которая по среднемагистральным самолетам конкурирует с европейскими, американскими, канадскими и российскими авиафирмами. Их производителем с 1971 года является государственная компания «Эмбраер». Производство автомобилей осуществляется компаниями «Фольксваген», «Фиат», «Дженерал моторс» (Бразилия), «Фольксваген», «Ниссан», «Хонда», «БМВ», «Форд», «Дженерал моторс» (Мексика), «Форд», «Рено», «Пежо», «Фольксваген» (Аргентина) и другими. Химическая промышленность представлена нефтехимией, химией органического синтеза, фармацевтикой и парфюмерной промышленностью.

Нефтедобывающие страны региона, такие как Мексика, Венесуэла, Эквадор и другие обладают развитой нефтеперерабатывающей промышленностью.

В регионе развита текстильная и пищевая промышленность. Бразилия, Мексика, Аргентина и Уругвай производят соответственно хлопчатобумажные, синтетические и шерстяные ткани. Пищевая промышленность в основном представлена сахарной, плодоконсервной, рыбоперерабатывающей отраслями. Бразилия является крупнейшим в мире производителем тростникового сахара.

Огромным преимуществом стран латиноамериканского региона являются благоприятные для развития сельского хозяйства природные условия. В период с 2000 по 2012 год сельскохозяйственный экспорт государств Латинской Америки вырос в 3,8 раз: с 57,7 до 220,4 млрд долл. Ведущей отраслью сельского хозяйства стран, за исключением Аргентины и Уругвая, является растениеводство. Бразилия, Парагвай, Мексика, Никарагуа, Сальвадор и Гватемала являются основными производителями и экспортерами хлопка; Бразилия и Колумбия экспортируют кофе; Бразилия, Эквадор и Доминиканская Республика – какао-бобы; Эквадор, Коста-Рика, Колумбия и Панама – бананы; виноградарство и производство сахарной свеклы распространены в Чили и Уругвае; Аргентина является крупнейшим в регионе производителем и экспортером пшеницы и кукурузы. Животноводство получило развитие в Аргентине, Уругвае, Бразилии, Мексике, рыболовство – в Чили и Перу.

Этапом бурного роста экономики и социально-культурной сферы стран региона явился период с 2004 по 2013 годы, названный специалистами «латиноамериканским десятилетием». Существенно уменьшилось количество населения, живущего за чертой бедности, государства региона значительно сократили внешний государственный долг. Комиссия ООН – ЭКЛАК и Международная организация труда отмечали, что уровень бедности в регионе за десять лет снизился с 11,3% в 2003 году до 6,2% в 2013 году[2].

Начало установления дипломатических и торгово-экономических отношений РК со странами Латинской Америки.

Дипломатические связи с большинством стран Латинской Америки Республика Корея заключила в период с конца 1950-х – начале 1960-х годов. Первой страной, с которой Корея установила официальные связи стала Бразилия – дипломатические отношения с ней были заключены 31 октября 1959 года. На 1962 год пришлась наибольшая дипломатическая активность: за один год были установлены дипломатические связи с 16 государствами Латинской Америки, а в период с 1963 по 1968 годы дипломатические отношения были налажены еще с пятью государствами, а в 1970-х и 1980-х годах – еще с одиннадцатью странами.

Тем не менее, первые контакты корейцев со странами Латинской Америки произошли значительно раньше. В 1905 году для сельскохозяйственных работ в Мексику прибыли около тысячи корейцев. Однако в связи с жесткими условиями жизни и труда миграционные процессы корейцев активизировались в сторону США и на Кубу. Однако данный факт не принято относить к началу установления дипломатических связей между регионами, так как он происходил без учета визового законодательства.

В середине 20-го века правительство Республики Корея было не в состоянии обеспечить значительную долю населения работой и, помимо этого, нуждалась в зарубежных инвестициях для решения существующих проблем. Привлечь инвестиции из-за рубежа было непросто. Однако одним из самых простых вариантов притока иностранной валюты из-за рубежа был экспорт трудовых ресурсов. Для этого правительство Республики Корея целенаправленно, в том числе с помощью средств массовой информации, стимулировало рабочую миграцию за рубеж. К тому же это позволяло избежать затрат на создание благоприятного инвестиционного климата для зарубежных инвесторов в Корее. А экспорт рабочей силы через налоги позволял использовать поступающую от заработков мигрантов валюту для покрытия государственных нужд и направлять в качестве инвестиций в определенные отрасли. Кроме того, экспорт рабочей силы решал насущную проблему высокой безработицы и повышение уровня жизни семей трудовых мигрантов. Таким образом, миграционная политика правительства Республики Корея носила запланированный характер.

В связи с выгодами, получаемыми правительством Республики Коре от экспорта рабочей силы за рубеж, южнокорейское правительство вело активный диалог с заинтересованными странами Латинской Америки, обговаривая количественный и качественный состав миграционных потоков из Кореи. После визита посла Кореи в США в Бразилию (октябрь 1961 года) были проведены переговоры о перспективах экспорта корейской рабочей силы. В результате была создана комиссия по делам трудовой миграции.

Не только государство было заинтересовано в миграционной политике, но и некоторые корейские общественные организации. Примером можно назвать комиссию «Ханбэк», которая наладила связи с проживавшим в Бразилии Ким Су Чжо, активно занимавшимся проблемами трудовой эмиграции южнокорейских граждан.

В этот исторический период произошло изменение эмиграционной политики Кореи. Меры запретительного характера были заменены на стимулирование рабочей эмиграции, преимущественно в страны Латинской Америки. Южнокорейская внешняя политика 1960-1980 гг. по отношению к Латинской Америке основывалась на «трех китах»: антикоммунизме, обеспечении эмиграции корейцев и ограничении внешнеторговых связей[3]. Активизация внешнеэкономической политики в отношении латиноамериканских стран можно объяснить, во-первых, попыткой корейских президентов Пак Чжон Хи и Чон Ду Хвана усилить свое влияние и получить признание в тех странах Латинской Америки, в которых в тот период установились ультраправые антикоммунистические режимы; а во-вторых, возможностью развития промышленного производства и сельского хозяйства. исходя из обширных запасов минеральных ресурсов и огромных территорий латиноамериканских государств, недостаток которых остро ощущался в Корее.

Латиноамериканская миграционная политика Республики Корея была официально закреплена принятым в 1962 году законом №1030 «Об эмиграции». Целью принятого закона стала оптимизация демографической политики, экономическая стабильность и повышение престижа страны на международной арене[4]. Первая миграционная волна корейцев в латиноамериканские страны имела исключительно сельскохозяйственный характер. Правительства стран Латинской Америки также были заинтересованы в притоке рабочей силы из Республики Корея они надеялись, что увеличение объема рабочей силы будет способствовать развитию сельского хозяйства страны и повысит темпы ее экономического роста.

Первая официально организованная группа граждан Республики Корея была отправлена в Бразилию в 1962 году. Помимо правительственных органов активное участие в делах по переселению корейских граждан принимала общественная организация «Ханбэк». При переселении применялся семейный принцип. Переселения были организованы в несколько этапов. Вторая группа под названием «Виктория кейс» прибыла в Бразилию спустя два года, однако вся группа переселенцев отказалась заниматься аграрными работами и переселилась в крупные города. Третья волна переселенцев под названием. «Кауса кейс» прибыла в 1965 году, однако ее полный состав также отказался работать в сельском хозяйстве, изменив планы договорившихся государств. По этой причине четвертую волну переселений, называвшуюся «Боливия кейс», было решено организовывать путем индивидуальных приглашений корейского консула в Боливии с целью последующего перенаправления трудовых мигрантов в Бразилию. Чтобы избежать провалов, постигших вторую и третью волну, пятую группу переселенцев решено было перевозить с помощью католической общины, что определило ее название «Католик кейс».

За указанный выше период более 700 корейцев мигрировали в Бразилию, однако меньше половины из них занялись аграрным производством, в то время как большая часть переселенцев обосновалась в крупных городах и занялась другими видами деятельности. Бразилия стала не единственной страной, куда правительство Республики Корея решило экспортировать рабочую силу. В 1963 году официальные представители Республики Корея и Парагвая провели встречу в ООН и обсудили вопросы переселения корейских граждан. Эффективности диалога способствовало установление в Парагвае жестокого антикоммунистического диктаторского режима во главе с Альфредо Стресснером. В результате переговоров первая группа корейцев была переселена в Парагвай в 1965 году. Данная миграция также имела сельскохозяйственный характер, однако далеко не все переселенцы приступали к сельскохозяйственным работам. Тем не менее, по данным переписи населения, к 1982 году в Парагвае проживало 2300 корейских граждан.

Также вопросы переселения обсуждались с Аргентиной, занимавшей в 1960-х годах лидирующие позиции в экономике региона. Аргентина поощряла трудовую миграцию из стран Европы. Поскольку переселение в Бразилию не стало успешным, правительство Республики Корея решило действовать через каналы христианской церкви, а также посредством транзита через другие латиноамериканские страны. Таким образом, к 1968-1969-м годам количество нелегальных переселенцев из Кореи превысило количество официальных корейских мигрантов в 3 раза. В итоге, из-за таких факторов, как отсутствие трудовых сельскохозяйственных навыков, проблемы ассимиляции и языкового барьера первый этап сельскохозяйственной эмиграции в Аргентину не принес значимых результатов.

С начала 1980-х годов экспорт корейской рабочей силы также был направлен в Чили. По договоренности сторон корейские мигранты освобождались от обязательств получения визового соглашения для въезда в страну. Однако определенные политические факторы, связанные с антикоммунистической диктатурой Аугусто Пиночеты и ряд социально-экономических проблем стали причиной возвращения большого потока корейцев на родину либо их переселения в соседние страны.

В этот же период правительство Республики Корея внедрила новую форму переселения – инвестиционную миграцию, которая получила распространение в Аргентине. Согласно подписанному странами в 1985 году договору, любая корейская семья, вложившая капитал в размере тридцати тысяч долларов и более в Центральный банк Аргентины, могла получить официальное разрешение на проживание в стране. Кроме того, после амнистии незаконных эмигрантов, большое число корейцев переехали из Боливии и Парагвая. Таким образом, к середине 1980-х годов в Аргентине насчитывалось более сорока тысяч переселенцев из Кореи. Однако к концу 1980-х годов из-за ухудшившийся экономической ситуации произошел отток переселенцев и сократилось количество иностранных инвесторов. Многие из них возвращались в Корею, в которой начался стремительный экономический рост, другие переселялись в Канаду и США. В сравнении с Аргентиной, Бразилией и Парагваем количество корейских переселенцев в Мексику до конца 1990-х годов было незначительным. Однако подписанные в 1990-х годах договоры об экономическом сотрудничестве 29 между странами способствовали развитию двусторонних торговых отношений и, как следствие, усилили приток корейских мигрантов в Мексику.

Доля корейцев среди других национальных меньшинств стала заметной только к концу 1980-х годов, когда численность переселенцев из Кореи достигла пятидесяти тысяч человек. Сельскохозяйственная, инвестиционная и индивидуальная иммиграция позволила корейцам выступать в качестве работодателей для населения страны пребывания.

Однако отношения стран Латинской Америки и Республики Корея тормозились в связи с разными потребностями экономик региона. В то время как Южная Корея строила экспортоориентированную экономику, большинство стран Латинской Америки преступили к ограничению импорта, реализуя потенциал дешевой рабочей силы в своих странах. В связи с этим объемы торговли между регионами стали сокращаться. Экспорт из стран Латинской Америки, включал, прежде всего, потребительские товары, а корейское государство импортировала минеральное сырье. В связи с этим торговый баланс Республики Корея с большинством латиноамериканских стран был отрицательным.

Ситуация стала меняться в начале 1970-х годов, когда экономика Республики Корея начала стремительно расти, увеличивая экспортный потенциал. Результатом стал положительный торговый баланс. Однако дальнейшему развитию торговли между странами мешала географическая удаленность регионов. Только в 1990-х годах отношения между странами начали активно развиваться, учитывая преимущества латиноамериканских стран в различных сферах. Таким образом, в 1990-е годы торговые отношения между Республикой Корея и странами Латинской Америки получили развитие, тем самым укрепляя политические и культурные связи регионов. Первой латиноамериканской страной, в которую с официальным визитом прибыл президент Республики Корея, стала Мексика. В 1991 году ее посетил президент Ро Дэ У. Следующий южнокорейский резидент Ким Ен Сам в 1996 году нанес официальный визит в пять стран Латинской Америки: Гватемалу, Чили, Аргентину, Бразилию и Перу.

Двусторонние связи между регионами стали стремительно расширяться. Республика Корея начала играть более существенную роль не только в своем регионе, но и на мировой арене в целом. Так, всего за десять лет, с начала 1990-х по начало 2000-х годов, президенты таких латиноамериканских стран, как Бразилия, Аргентина, Чили, Парагвай, Эквадор, Перу, а также вице-президенты Уругвая и Боливии нанесли официальные визиты в южнокорейское государство.

Указанные визиты послужили основой для укрепления отношений и развития сотрудничества между регионами в таких областях, как экономика, политика и дипломатия. Республика Корея активно вела переговоры и проводила встречи с представителями латиноамериканских стран. Это способствовало стремительному увеличению торгово-экономического оборота, привлечению инвестиций, что привело к расширению присутствия корейских кампаний в латиноамериканском регионе.

Объем товарооборота показывал существенный рост с 1980-х годов, и к 1995 году превысил отметку в сто миллиардов долларов. Прирост экспорта Республики Корея в страны латиноамериканского региона в данный период превысил все другие направления[5].

Ключевыми латиноамериканскими импортерами для Республики Корея стали Бразилия, Панама, Мексика, которые импортировали бытовую технику, изделия легкой промышленности, продукцию автомобиле- и судостроения. В свою очередь, основной импорт осуществлялся из Чили, Бразилии, Мексики. В структуре импорта превалировали нефть, руды металлов и другое сырье.

Большое внимание правительство Республики Корея уделяло процессу инвестирования, считая его одним из приоритетных направлений развития экономики. В тот период вложения в США, страны Европы и Юго-Восточной Азии казались наиболее выгодными, поэтому объем инвестирования в Латинскую Америку был невысок, хотя потоки инвестиций стабильно росли. Рекордным по объему инвестиций стал 1997 год, когда на долю стран латиноамериканского региона пришлось 11 % от общего объема инвестиций. Большая часть южнокорейских инвестиций направлялась в Бразилию, Мексику, Аргентину и Виргинские острова. Сначала приоритетными для инвестирования считались добыча и переработка природных ресурсов (POSCO), затем приоритет был отдан наукоемким производствам – электронике, автомобилестроению (LG Electronics, Samsung Electronics, Kia Steel).

К концу 1990-х годов экономические отношения между странами Латинской Америки и Республикой Корея пошли на спад, поскольку мировой финансовый кризис 1997 года стал причиной закрытия ряда проектов и сокращения потоков инвестиций в 1998 году, которые, в сравнении с 1997 годом, уменьшились вдвое. Республике Корея пришлось прибегнуть к помощи МВФ для нормализации собственной экономики и выхода из кризиса. Преодолев последствия мирового финансового кризиса 1997 года, Республика Корея возобновила роль активного участника международных отношений.

(Часть 1)

Ю. И. Кудрявцева,
НИУ «Высшая Школа Экономики», бакалавр


  1. Лексютина Я.В. Латинская Америка и Республика Корея: Торгово-экономические аспекты взаимодействия в 1948-2015 гг. // Латинская Америка. 2016, №4
  2. Хосе Антонио Окампо. Неопределенные времена. URL: http://www.webeconomy.ru/index.php? page =cat&cat=mcat&mcat=171&type=news&p=1&newsid=3242 (Дата обращения: 15.02.2016))
  3. Ким Г.Н. Республика Корея. URL: http://www.studmed.ru/docs/document24112?view=15 (Дата обращения: 25.02.2017)
  4. Ким Г.Н. Корея, корейцы и Латинская Америка. URL: http://world.lib.ru/k/kim_o_i/bb1.shtml (Дата обращения: 25.02.2017)
  5. Ким Г. Н. Научно-справочное издание “Республика Корея». URL:http://koryo-saram.ru/kim-g-n-
    nauchno-spravochnoe-izdanie-respublika-koreya/ (Дата обращения: 15.02.2017)

1103-onekorea.ru

Категория: Документы, Новости, Образование, Россия, Экономика, Южная Корея

Добавить комментарий