Торгово-экономические отношения Республики Корея со странами Латинской Америки
OneKorea.RU – Латинская Америка занимает важное место в торгово-экономических отношениях Южной Кореи. Связано это и с экономическим потенциалом региона, и его внешнеторговым оборотом с ней. Так, совокупный ВВП региона составляет более 6 трлн. долл, превосходя ВВП Японии, Германии. Внешнеторговый оборот Латинской Америки составляет более 5 трлн. долл.. Торговый оборот Южной Кореи с Латинской Америкой составляет около 150 млрд долл., что выводит ее на второе место (после КНР, с которой у Южной Кореи торговый оборот составляет около 220 млрд долл.) среди торговых партнеров Республики Корея. При этом объем экспорта РК в 2 раза превышает объем импорта из Латинской Америки[1].
Интерес к Латинской Америке связан с богатыми природными ресурсами и с запросами стран региона в высокотехнологичной продукции, а также в инвестициях в целях стимулирования индустриальной и научно-технической революции и удовлетворения растущих запросов населения, чей жизненный уровень особенно сильно поднялся в ХХI веке.
Страны Латинской Америки играют значительную роль в развитии различных отраслей мировой экономики. Так, экспортерами руд металлов являются: Бразилия (бокситы, урановые, железные и марганцевые руды, руды редких металлов (первое место в мире по их запасам добыче), Суринам, Ямайка, Гайана (бокситы), Чили (медь), Перу (медь, свинец, цинк), Боливия (олово), Мексика (ртуть, свинец, цинк, медь, сера). Наличие природных ресурсов позволяет развивать черную и цветную металлургию. Бразилия занимает первое место в мире по запасам и добыче ряда руд редких металлов (тантал, бериллий, 88% мировых запасов ниобия).
По экспорту нефти и природного газа лидерами региона являются Мексика, Венесуэла и Эквадор. Машиностроение и химическая отрасли развиты в Бразилии, Мексике, Аргентине. Машиностроение представлено автомобилестроением, авиастроением, судостроением, производством бытовых электроприборов. Так, например, Бразилия является одним из лидеров судостроения в мире и имеет 17 верфей. Бразилия создала авиационную промышленность, которая по среднемагистральным самолетам конкурирует с европейскими, американскими, канадскими и российскими авиафирмами. Их производителем с 1971 года является государственная компания «Эмбраер». Производство автомобилей осуществляется компаниями «Фольксваген», «Фиат», «Дженерал моторс» (Бразилия), «Фольксваген», «Ниссан», «Хонда», «БМВ», «Форд», «Дженерал моторс» (Мексика), «Форд», «Рено», «Пежо», «Фольксваген» (Аргентина) и другими. Химическая промышленность представлена нефтехимией, химией органического синтеза, фармацевтикой и парфюмерной промышленностью.
Нефтедобывающие страны региона, такие как Мексика, Венесуэла, Эквадор и другие обладают развитой нефтеперерабатывающей промышленностью.
В регионе развита текстильная и пищевая промышленность. Бразилия, Мексика, Аргентина и Уругвай производят соответственно хлопчатобумажные, синтетические и шерстяные ткани. Пищевая промышленность в основном представлена сахарной, плодоконсервной, рыбоперерабатывающей отраслями. Бразилия является крупнейшим в мире производителем тростникового сахара.
Огромным преимуществом стран латиноамериканского региона являются благоприятные для развития сельского хозяйства природные условия. В период с 2000 по 2012 год сельскохозяйственный экспорт государств Латинской Америки вырос в 3,8 раз: с 57,7 до 220,4 млрд долл. Ведущей отраслью сельского хозяйства стран, за исключением Аргентины и Уругвая, является растениеводство. Бразилия, Парагвай, Мексика, Никарагуа, Сальвадор и Гватемала являются основными производителями и экспортерами хлопка; Бразилия и Колумбия экспортируют кофе; Бразилия, Эквадор и Доминиканская Республика – какао-бобы; Эквадор, Коста-Рика, Колумбия и Панама – бананы; виноградарство и производство сахарной свеклы распространены в Чили и Уругвае; Аргентина является крупнейшим в регионе производителем и экспортером пшеницы и кукурузы. Животноводство получило развитие в Аргентине, Уругвае, Бразилии, Мексике, рыболовство – в Чили и Перу.
Этапом бурного роста экономики и социально-культурной сферы стран региона явился период с 2004 по 2013 годы, названный специалистами «латиноамериканским десятилетием». Существенно уменьшилось количество населения, живущего за чертой бедности, государства региона значительно сократили внешний государственный долг. Комиссия ООН – ЭКЛАК и Международная организация труда отмечали, что уровень бедности в регионе за десять лет снизился с 11,3% в 2003 году до 6,2% в 2013 году[2].
Начало установления дипломатических и торгово-экономических отношений РК со странами Латинской Америки.
Дипломатические связи с большинством стран Латинской Америки Республика Корея заключила в период с конца 1950-х – начале 1960-х годов. Первой страной, с которой Корея установила официальные связи стала Бразилия – дипломатические отношения с ней были заключены 31 октября 1959 года. На 1962 год пришлась наибольшая дипломатическая активность: за один год были установлены дипломатические связи с 16 государствами Латинской Америки, а в период с 1963 по 1968 годы дипломатические отношения были налажены еще с пятью государствами, а в 1970-х и 1980-х годах – еще с одиннадцатью странами.
Тем не менее, первые контакты корейцев со странами Латинской Америки произошли значительно раньше. В 1905 году для сельскохозяйственных работ в Мексику прибыли около тысячи корейцев. Однако в связи с жесткими условиями жизни и труда миграционные процессы корейцев активизировались в сторону США и на Кубу. Однако данный факт не принято относить к началу установления дипломатических связей между регионами, так как он происходил без учета визового законодательства.
В середине 20-го века правительство Республики Корея было не в состоянии обеспечить значительную долю населения работой и, помимо этого, нуждалась в зарубежных инвестициях для решения существующих проблем. Привлечь инвестиции из-за рубежа было непросто. Однако одним из самых простых вариантов притока иностранной валюты из-за рубежа был экспорт трудовых ресурсов. Для этого правительство Республики Корея целенаправленно, в том числе с помощью средств массовой информации, стимулировало рабочую миграцию за рубеж. К тому же это позволяло избежать затрат на создание благоприятного инвестиционного климата для зарубежных инвесторов в Корее. А экспорт рабочей силы через налоги позволял использовать поступающую от заработков мигрантов валюту для покрытия государственных нужд и направлять в качестве инвестиций в определенные отрасли. Кроме того, экспорт рабочей силы решал насущную проблему высокой безработицы и повышение уровня жизни семей трудовых мигрантов. Таким образом, миграционная политика правительства Республики Корея носила запланированный характер.
В связи с выгодами, получаемыми правительством Республики Коре от экспорта рабочей силы за рубеж, южнокорейское правительство вело активный диалог с заинтересованными странами Латинской Америки, обговаривая количественный и качественный состав миграционных потоков из Кореи. После визита посла Кореи в США в Бразилию (октябрь 1961 года) были проведены переговоры о перспективах экспорта корейской рабочей силы. В результате была создана комиссия по делам трудовой миграции.
Не только государство было заинтересовано в миграционной политике, но и некоторые корейские общественные организации. Примером можно назвать комиссию «Ханбэк», которая наладила связи с проживавшим в Бразилии Ким Су Чжо, активно занимавшимся проблемами трудовой эмиграции южнокорейских граждан.
В этот исторический период произошло изменение эмиграционной политики Кореи. Меры запретительного характера были заменены на стимулирование рабочей эмиграции, преимущественно в страны Латинской Америки. Южнокорейская внешняя политика 1960-1980 гг. по отношению к Латинской Америке основывалась на «трех китах»: антикоммунизме, обеспечении эмиграции корейцев и ограничении внешнеторговых связей[3]. Активизация внешнеэкономической политики в отношении латиноамериканских стран можно объяснить, во-первых, попыткой корейских президентов Пак Чжон Хи и Чон Ду Хвана усилить свое влияние и получить признание в тех странах Латинской Америки, в которых в тот период установились ультраправые антикоммунистические режимы; а во-вторых, возможностью развития промышленного производства и сельского хозяйства. исходя из обширных запасов минеральных ресурсов и огромных территорий латиноамериканских государств, недостаток которых остро ощущался в Корее.
Латиноамериканская миграционная политика Республики Корея была официально закреплена принятым в 1962 году законом №1030 «Об эмиграции». Целью принятого закона стала оптимизация демографической политики, экономическая стабильность и повышение престижа страны на международной арене[4]. Первая миграционная волна корейцев в латиноамериканские страны имела исключительно сельскохозяйственный характер. Правительства стран Латинской Америки также были заинтересованы в притоке рабочей силы из Республики Корея они надеялись, что увеличение объема рабочей силы будет способствовать развитию сельского хозяйства страны и повысит темпы ее экономического роста.
Первая официально организованная группа граждан Республики Корея была отправлена в Бразилию в 1962 году. Помимо правительственных органов активное участие в делах по переселению корейских граждан принимала общественная организация «Ханбэк». При переселении применялся семейный принцип. Переселения были организованы в несколько этапов. Вторая группа под названием «Виктория кейс» прибыла в Бразилию спустя два года, однако вся группа переселенцев отказалась заниматься аграрными работами и переселилась в крупные города. Третья волна переселенцев под названием. «Кауса кейс» прибыла в 1965 году, однако ее полный состав также отказался работать в сельском хозяйстве, изменив планы договорившихся государств. По этой причине четвертую волну переселений, называвшуюся «Боливия кейс», было решено организовывать путем индивидуальных приглашений корейского консула в Боливии с целью последующего перенаправления трудовых мигрантов в Бразилию. Чтобы избежать провалов, постигших вторую и третью волну, пятую группу переселенцев решено было перевозить с помощью католической общины, что определило ее название «Католик кейс».
За указанный выше период более 700 корейцев мигрировали в Бразилию, однако меньше половины из них занялись аграрным производством, в то время как большая часть переселенцев обосновалась в крупных городах и занялась другими видами деятельности. Бразилия стала не единственной страной, куда правительство Республики Корея решило экспортировать рабочую силу. В 1963 году официальные представители Республики Корея и Парагвая провели встречу в ООН и обсудили вопросы переселения корейских граждан. Эффективности диалога способствовало установление в Парагвае жестокого антикоммунистического диктаторского режима во главе с Альфредо Стресснером. В результате переговоров первая группа корейцев была переселена в Парагвай в 1965 году. Данная миграция также имела сельскохозяйственный характер, однако далеко не все переселенцы приступали к сельскохозяйственным работам. Тем не менее, по данным переписи населения, к 1982 году в Парагвае проживало 2300 корейских граждан.
Также вопросы переселения обсуждались с Аргентиной, занимавшей в 1960-х годах лидирующие позиции в экономике региона. Аргентина поощряла трудовую миграцию из стран Европы. Поскольку переселение в Бразилию не стало успешным, правительство Республики Корея решило действовать через каналы христианской церкви, а также посредством транзита через другие латиноамериканские страны. Таким образом, к 1968-1969-м годам количество нелегальных переселенцев из Кореи превысило количество официальных корейских мигрантов в 3 раза. В итоге, из-за таких факторов, как отсутствие трудовых сельскохозяйственных навыков, проблемы ассимиляции и языкового барьера первый этап сельскохозяйственной эмиграции в Аргентину не принес значимых результатов.
С начала 1980-х годов экспорт корейской рабочей силы также был направлен в Чили. По договоренности сторон корейские мигранты освобождались от обязательств получения визового соглашения для въезда в страну. Однако определенные политические факторы, связанные с антикоммунистической диктатурой Аугусто Пиночеты и ряд социально-экономических проблем стали причиной возвращения большого потока корейцев на родину либо их переселения в соседние страны.
В этот же период правительство Республики Корея внедрила новую форму переселения – инвестиционную миграцию, которая получила распространение в Аргентине. Согласно подписанному странами в 1985 году договору, любая корейская семья, вложившая капитал в размере тридцати тысяч долларов и более в Центральный банк Аргентины, могла получить официальное разрешение на проживание в стране. Кроме того, после амнистии незаконных эмигрантов, большое число корейцев переехали из Боливии и Парагвая. Таким образом, к середине 1980-х годов в Аргентине насчитывалось более сорока тысяч переселенцев из Кореи. Однако к концу 1980-х годов из-за ухудшившийся экономической ситуации произошел отток переселенцев и сократилось количество иностранных инвесторов. Многие из них возвращались в Корею, в которой начался стремительный экономический рост, другие переселялись в Канаду и США. В сравнении с Аргентиной, Бразилией и Парагваем количество корейских переселенцев в Мексику до конца 1990-х годов было незначительным. Однако подписанные в 1990-х годах договоры об экономическом сотрудничестве 29 между странами способствовали развитию двусторонних торговых отношений и, как следствие, усилили приток корейских мигрантов в Мексику.
Доля корейцев среди других национальных меньшинств стала заметной только к концу 1980-х годов, когда численность переселенцев из Кореи достигла пятидесяти тысяч человек. Сельскохозяйственная, инвестиционная и индивидуальная иммиграция позволила корейцам выступать в качестве работодателей для населения страны пребывания.
Однако отношения стран Латинской Америки и Республики Корея тормозились в связи с разными потребностями экономик региона. В то время как Южная Корея строила экспортоориентированную экономику, большинство стран Латинской Америки преступили к ограничению импорта, реализуя потенциал дешевой рабочей силы в своих странах. В связи с этим объемы торговли между регионами стали сокращаться. Экспорт из стран Латинской Америки, включал, прежде всего, потребительские товары, а корейское государство импортировала минеральное сырье. В связи с этим торговый баланс Республики Корея с большинством латиноамериканских стран был отрицательным.
Ситуация стала меняться в начале 1970-х годов, когда экономика Республики Корея начала стремительно расти, увеличивая экспортный потенциал. Результатом стал положительный торговый баланс. Однако дальнейшему развитию торговли между странами мешала географическая удаленность регионов. Только в 1990-х годах отношения между странами начали активно развиваться, учитывая преимущества латиноамериканских стран в различных сферах. Таким образом, в 1990-е годы торговые отношения между Республикой Корея и странами Латинской Америки получили развитие, тем самым укрепляя политические и культурные связи регионов. Первой латиноамериканской страной, в которую с официальным визитом прибыл президент Республики Корея, стала Мексика. В 1991 году ее посетил президент Ро Дэ У. Следующий южнокорейский резидент Ким Ен Сам в 1996 году нанес официальный визит в пять стран Латинской Америки: Гватемалу, Чили, Аргентину, Бразилию и Перу.
Двусторонние связи между регионами стали стремительно расширяться. Республика Корея начала играть более существенную роль не только в своем регионе, но и на мировой арене в целом. Так, всего за десять лет, с начала 1990-х по начало 2000-х годов, президенты таких латиноамериканских стран, как Бразилия, Аргентина, Чили, Парагвай, Эквадор, Перу, а также вице-президенты Уругвая и Боливии нанесли официальные визиты в южнокорейское государство.
Указанные визиты послужили основой для укрепления отношений и развития сотрудничества между регионами в таких областях, как экономика, политика и дипломатия. Республика Корея активно вела переговоры и проводила встречи с представителями латиноамериканских стран. Это способствовало стремительному увеличению торгово-экономического оборота, привлечению инвестиций, что привело к расширению присутствия корейских кампаний в латиноамериканском регионе.
Объем товарооборота показывал существенный рост с 1980-х годов, и к 1995 году превысил отметку в сто миллиардов долларов. Прирост экспорта Республики Корея в страны латиноамериканского региона в данный период превысил все другие направления[5].
Ключевыми латиноамериканскими импортерами для Республики Корея стали Бразилия, Панама, Мексика, которые импортировали бытовую технику, изделия легкой промышленности, продукцию автомобиле- и судостроения. В свою очередь, основной импорт осуществлялся из Чили, Бразилии, Мексики. В структуре импорта превалировали нефть, руды металлов и другое сырье.
Большое внимание правительство Республики Корея уделяло процессу инвестирования, считая его одним из приоритетных направлений развития экономики. В тот период вложения в США, страны Европы и Юго-Восточной Азии казались наиболее выгодными, поэтому объем инвестирования в Латинскую Америку был невысок, хотя потоки инвестиций стабильно росли. Рекордным по объему инвестиций стал 1997 год, когда на долю стран латиноамериканского региона пришлось 11 % от общего объема инвестиций. Большая часть южнокорейских инвестиций направлялась в Бразилию, Мексику, Аргентину и Виргинские острова. Сначала приоритетными для инвестирования считались добыча и переработка природных ресурсов (POSCO), затем приоритет был отдан наукоемким производствам – электронике, автомобилестроению (LG Electronics, Samsung Electronics, Kia Steel).
К концу 1990-х годов экономические отношения между странами Латинской Америки и Республикой Корея пошли на спад, поскольку мировой финансовый кризис 1997 года стал причиной закрытия ряда проектов и сокращения потоков инвестиций в 1998 году, которые, в сравнении с 1997 годом, уменьшились вдвое. Республике Корея пришлось прибегнуть к помощи МВФ для нормализации собственной экономики и выхода из кризиса. Преодолев последствия мирового финансового кризиса 1997 года, Республика Корея возобновила роль активного участника международных отношений.
(Часть 1)
Ю. И. Кудрявцева,
НИУ «Высшая Школа Экономики», бакалавр
- Лексютина Я.В. Латинская Америка и Республика Корея: Торгово-экономические аспекты взаимодействия в 1948-2015 гг. // Латинская Америка. 2016, №4
- Хосе Антонио Окампо. Неопределенные времена. URL: http://www.webeconomy.ru/index.php? page =cat&cat=mcat&mcat=171&type=news&p=1&newsid=3242 (Дата обращения: 15.02.2016))
- Ким Г.Н. Республика Корея. URL: http://www.studmed.ru/docs/document24112?view=15 (Дата обращения: 25.02.2017)
- Ким Г.Н. Корея, корейцы и Латинская Америка. URL: http://world.lib.ru/k/kim_o_i/bb1.shtml (Дата обращения: 25.02.2017)
- Ким Г. Н. Научно-справочное издание “Республика Корея». URL:http://koryo-saram.ru/kim-g-n-
nauchno-spravochnoe-izdanie-respublika-koreya/ (Дата обращения: 15.02.2017)
Категория: Документы, Новости, Образование, Россия, Экономика, Южная Корея