Присутствие советской военной разведки в Северной Корее
За весь не продолжительный период взаимоотношений между Москвой и Пхеньяном, градус этих самых отношений несколько раз менялся до противоположных показателей. Период дружбы сменялся периодом похолодания, а затем опять теплело, и начинались контакты в различных областях. Шло сотрудничество по многим сферам взаимных интересов: культура, экономика, наука, военно-техническое сотрудничество и сотрудничество в области военной разведки. Само зарождение северокорейской военной и политической разведки не обошлось без участия советских специалистов.
Факты сотрудничества являются самой охраняемой гостайной двух стран, известны только отдельные эпизоды, да и по ним информация отрывочна.
«Сейбр»
Первый случай тесного взаимодействия разведок СССР и КНДР относится ко времени, когда шла Корейская война. Многие решения принимались тогда северокорейцами, только после консультаций с советскими товарищами. О деятельности советского главного разведуправления (ГРУ ГШ) на Корейском фронте практически ничего не известно. Одной из операций получившую широкую огласку стала охота за ценным боевым трофеем, новейшим американским реактивным истребителем Ф-86 «Сейбр». Для осуществления захвата и посадки желанного экземпляра в Северную Корею была направлена «летная группа Дзюбенко» из НИИ ВВС, состоявшая из опытных летчиков-истребителей на самолетах МиГ-15 и специалистов. Однако задача эта оказалась слишком сложной и рискованной. Цель достигнута не была, а после гибели командира, оставшихся военных летчиков перевели в состав советских авиачастей воевавших в Корее.
Военная удача сопутствовала командиру 196-го авиаполка полковнику Пепеляеву 6 октября 1951 года. Подбитый им самолет, американский пилот посадил в полосе отлива на побережье КНДР. В результате проведенной операции, с помощью корейских и китайских солдат, целехонький «Сейбр» незаметно для американцев вытащили из моря, провезли по северокорейской территории и отправили в Советский Союз. НИИ ВВС получил доступ к новейшему американскому оборудованию самолета Ф-86: пилотажному, навигационному, электронному и вооружению.
«Пуэбло»
23 января 1968 года патрульные суда ВМФ КНДР задержали американский разведывательный корабль “Пуэбло” (USS Pueblo), который вторгся в территориальные воды республики. С разрешения северокорейской стороны специалисты ГРУ в области радиоэлектронных средств разведки П.Е. Бескоровайный, В.И. Кирилов и другие выехали в КНДР к месту стоянки американского корабля.
Находясь в Северной Корее, офицеры ГРУ провели полное обследование американского корабля и его электронной начинки. Результаты обследования “Пуэбло” и возможностей новейшей радиоэлектронной разведывательной аппаратуры были подробно доложены Начальнику Генерального штаба и Министру обороны СССР.
Начальник ГРУ генерал Ивашутин выступил с предложением о создании в СССР подобных разведывательных кораблей, в первую очередь для Черноморского и Тихоокеанского флотов. Предложение было поддержано руководством Советского Союза. Уже к концу 1969 года первый разведывательный корабль Черноморского флота “Крым” вышел в боевой поход. В 1971 году были построены разведывательные корабли “Кавказ”, “Приморье” и “Забайкалье”.
«Рамона»
В начале 80-х годов прошлого века наметилось улучшение отношений СССР с Северной Кореей. Летом 1985 года в связи с 40-летием освобождения Кореи от японских захватчиков Пхеньян посетила советская военная делегация во главе с Маршалом Советского Союза В.И. Петровым. В конце ноября того же года по приглашению корейской стороны в Пхеньян выехала группа генералов и офицеров во главе с начальником ГРУ генералом армии П.И. Ивашутиным. В Пхеньяне советскую военную делегацию принимал начальник генерального штаба генерал армии О Гык Рель, молодой и энергичный человек. Делегация во главе с Ивашутиным была принята и Ким Ир Сеном в его резиденции, расположенной в Алмазных горах. С целью оказания помощи КНДР Ивашутин предложил установить в одном из районов Северной Кореи комплекс радиотехнической разведки “Рамона” для разведки объектов армии и военно-морских сил Южной Кореи. Корейские разведчики с радостью восприняли предложение генерала Ивашутина. Летом 1986 года в Москве начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза С.Ф. Ахромеев и начальник генштаба ВС КНДР генерал армии О Гык Рель подписали соответствующее соглашение.
По этому соглашению в Ансане провинции Хванхе оборудовали “базу радиоразведки Рамона” для сбора развединформации об американской армии, дислоцированной на Окинаве и в Японии. Обслуживающий персонал составлял, примерно, 80 человек.
Комплекс «Рамона» развернутый Советским Союзом в Северной Корее, относился ко второму поколению электроники чехословацкого производства, имел заводской номер 104.
«Рамона» была закрыта в 1997 году решением уже российского правительства.
Категория: История, Россия, Северная Корея
Цитата по книге Александра Колпакиди “Империя ГРУ” книга 2:
Начало 1950 г. стало временем первого открытого конфликта между СССР и США. И уже в июне 1950 г. сотрудникам вновь образованного ГРУ пришлось впервые столкнуться с американской армией, предпринявшей боевые операции в Корее. Здесь надо отметить, что в начале войны добывающими и аналитическими подразделениями ГРУ были допущены серьезные промахи в оценке сложившейся в Корее ситуации. Так, в период боев в июле-сентябре 1950 г., когда южнокорейские и американские войска удерживали только небольшой плацдарм в районе города Пусана и победа армии КНДР казалась неизбежной, разведка не смогла отследить подготовку противником крупного десанта в тыл наступающей северокорейской армии. В результате американские части не только прорвали фронт северокорейских войск, но и к концу октября 1950 г. смогли на отдельных направлениях выйти к китайской границе. Тогда положение спасло выдвижение на территорию КНДР значительных подразделений китайской армии, которые к апрелю 1951 г. стабилизовали ситуацию. Впрочем, были у ГРУ за три года войны в Корее и несомненные успехи, особенно в добывании образцов новой американской военной техники. Так, в сентябре 1951 г. с помощью советских летчиков, воевавших в Корее, удалось доставить в СССР новейший американский истребитель F-86 «Сейбр». А в 1953 г. в Москву были переправлены американские танки М24 «Чаффи» и М46 «Паттон I».