Мун Сон Мён: сын убитого горем Бога
Одной морозной ночью в декабре 1950 г. в ходе последнего исхода беженцев из Северной Кореи христианский проповедник-еретик по имени Мун Сон Мён вступил в ледяной поток, проталкивая себе путь через реку Имджин.
Когда он достиг противоположного берега, его бритая голова вызвала подозрение у американских и южнокорейских солдат, которые возводили заграждения от наступающих северокорейских и китайских войск. Когда он сказали им, что он священник и был только что освобожден из концлагеря, они дали ему и двум его спутникам по паре перчаток, доставленных в рамках гуманитарной помощи от ООН.
Кроме этих перчаток у Муна не было ничего: ни денег, ни еды, ни имущества, ему некуда было пойти и у него не было никаких перспектив. Однако у него была убежденность и выдающаяся способность преображать тех, кто его окружал. Двое его спутников, офицер северокорейской армии, с которым он был в тюрьме, и студент, прошли с ним весь путь от Пхеньяна, потому что они в буквальном смысле считали его мессией.
В течение трех лет Мун основал свою религию, которую обычно называют Церковью Объединения, и впоследствии обратил в свою веру сотни тысяч образованных и в основном молодых людей в Японии, Америке и Европе, где они стали известны под прозвищем «мунисты». К 1975 году он разослал миссионеров по всему миру, некоторые из которых подпольно работали в коммунистических и исламских странах.
Впоследствии он основал целую империю предприятий и организаций, которые защищали его религию, способствовали распространению его взглядов и предоставляли рабочие места его последователям. Его южнокорейский конгломерат, в который вошли станкостроительное предприятие, производитель автозапчастей и компания по производству безалкогольных напитков, занимает одно из первых мест в стране. Его организация, работающая под девизом «Победа над коммунизмом», имела представительство почти в каждой деревне. Но большая часть церковных приходов по всему миру получала финансовую поддержку из Японии, где наиболее обширная и активная паства.
Мун стал, пожалуй, первым миллиардером в Южной Корее. Этот факт плюс бесчисленное множество «прикрывающих» организаций, его антикоммунизм, необычные массовые бракосочетания и нескромное требование, чтобы последователи называли его и его жену «Истинными Родителями» – всё это привело к истеричному освещению его деятельности в СМИ в 1970-х и 1980-х годах. В результате Мун стал одной из наиболее одиозных фигур в массовом сознании. Япония и большинство западноевропейских стран включило его в один список с известными террористами и отказало во въезде (запрет на въезд в страны Шенгенской зоны был снят по решению суда в 2006 г. – прим. переводчика).
Сейчас молодежь в Корее незнакома с его именем, но в свое время он был самым известным корейцем в мире. Именно его нашумевшая репутация, а не фактическое влияние оправдывает его включение в данные списки, поскольку его церковь остается относительно небольшой. (Как иронично выразился один лидер церкви в Корее, ее основной вклад в религиозное единство заключается в том, что она сумела объединить корейские христианские конфессии в борьбе с Муном).
Крестьянин из Северной Кореи
Мун Сон Мён родился в 1920 г. в крестьянской семье близ города Чонджу в северо-западной части Северной Кореи. Он был вторым ребенком из восьми выживших. Некоторые из его родственников принадлежали к пресвитерианской церкви, в том числе дядя, который служил священником деревенской церкви (в которой старейшиной был Ли Мён Нён, один из 33 человек, подписавших декларацию независимости 1 марта 1919 г.). Семья Мунов обратилась в христианство, когда ему исполнилось 10 лет, после того как один знахарь, лечащий больных молитвой и наложением рук, вылечил его брата и сестру от психического заболевания.
Крепко сложенный ребенок, который часто завязывал драки с более старшими мальчиками, Мун энергично взялся за новую религию и разработал систему взглядов, которая является грандиозной даже по меркам подростковых мечтаний. «Я (в молитве) просил о мудрости большей, чем у Соломона, о вере большей, чем у апостола Павла, и о любви, которая сильнее, чем любовь Иисуса», – сказал он однажды перед американской аудиторией.
В возрасте 15 лет Мун пережил типичный для харизматических лидеров мистический опыт, который и изменил его жизнь. Он утверждает, что однажды ночью, когда он молился на холме недалеко от дома, Иисус сказал ему, что сердце Бога разбито болью и что он, Мун, призван исцелить эту боль и стать духовных лидером примирившегося человечества. (Этим Мун объясняет направление, которое он выбрал в своей жизни, и, судя по всему, он был озадачен этим всю оставшуюся жизнь. «Даже сейчас, в возрасте 90 лет, я каждый день задумываюсь о том, почему Бог призвал именно меня», – пишет он в своей автобиографии).
Таким образом некоторые эпизоды из раннего этапа жизни Муна, включая, например, его побег из Северной Кореи во время войны, становятся своего рода легендой для его последователей.
Через несколько недель после пересечения демилитаризованной зоны Мун прибыл в г. Пусан, где построил себе хижину из бочек и картонных коробок, оставленных войсками США, и начал проповедовать о том, что Корея однажды станет великой нацией и что Бог хочет объединить все религии, чтобы избавить мир от зла.
«Я думал, что он сошел с ума», – говорит Квак Но Пиль, христианин и старый школьный товарищ. Война заставила Квака усомниться в вере своего детства. Он даже усомнился в том, что Бог существует. «Ты задаешь неправильный вопрос», – возразил ему Мун. «Если ты поймешь, почему Бог существует, всё встанет на свои места, включая сам факт существования Бога. Размышления о существовании Бога сами по себе бессмысленны. Вопрос состоит в том, существуют ли взаимоотношения, взаимоотношения между Богом и человеком».
Мун утверждает, что он разрабатывал свою теологию в течение девяти лет молитвы и поиска. Эта теология имеет иудео-христианские корни, хотя Мун рассматривает отношения с Богом как послушный сын в конфуцианской традиции. Его идеи не согласуются с протестантизмом его юности в трех существенных отношениях: во-первых, его толкование библейского «грехопадения человека» заключается в том, что человечество ослушалось Бога не из-за того, что съело запретный плод, а из-за преждевременных половых отношений; во-вторых, Иисус Христос «не пришел, чтобы умереть», как верят христиане, а был убит до того, как успел жениться и создать безгрешную семью в качестве основы для безгрешного мира; и в-третьих, Христос не вернется лично, как верят христиане; мессианское дело завершит другой человек и его семья.
Ты – Мессия?
Это учение указывает на Муна как на предсказанного мессию. Однако Мун не делал таких публичных заявлений до начала 1990-х годов, когда он заявил аудитории, состоящей из репортеров и ученых, что он и его жена Хан Хак Джа являются «Истинными Родителями человечества». Позднее он провел церемонии, включая церемонию в здании Конгресса США и в Национальной ассамблее Кореи, короновав себя как «царя, несущего мир».
Но до этого он замалчивал данный вопрос. Например, в 1965 г. во время своего первого визита в США один молодой американец спросил его, является ли он мессией. Двое мужчин были в группе людей, которая только что закончила встречу с популярным экстрасенсом, который сообщил в трансе, что Мун «несет свет этому веку».
«Да, являюсь», – ответил он. «Так же, как и ты». Затем он указал на каждого, кто сидел за столом. «Так же, как и вы, и вы, и вы».
Эта оговорка – «так же, как и все вы» – проливает свет на загадку о том, как крестьянский мальчик из страны, восприятие которой в то время было хуже некуда, смог привлечь на свою сторону столько молодых людей из университетов и семей среднего класса в развитых странах.
Серьезное обсуждение этого вопроса замалчивалось в течение десятилетий. К последователям Муна относились с презрением или жалостью как к жертвам промывания мозгов – странное определение, использовавшееся для оправдания широко распространенной практики похищений и насильственного «депрограммирования» членов непопулярных сект ради их блага. В большинстве своем они были порядочными, образованными и идеалистичными людьми, преображенными пылом Муна и верившими, что они тоже вносят свою лепту в мессианское дело и спасают мир.
Тюрьма и кафедра проповедника
Мун был несколько раз заключен в тюрьму. Первый раз это произошло в Сеуле во время японской оккупации, после того как его друг Квак выдал его имя под пытками. Муна задержали по подозрению в связях с коммунистами, пытали и отпустили через два месяца без предъявления обвинений. В коммунистическом Пхеньяне до начала Корейской войны его сдали полиции и жестоко пытали, перед тем как отпустить. Год спустя несколько христианских священников, чьи прихожане начали посещать богослужения Муна, донесли на него коммунистическим властям. Его осудили за «нарушение общественного порядка» и приговорили к заключению в исправительно-трудовом лагере в г. Хыннам на восточном побережье. Он отсидел немногим больше двух лет, когда охрана отпустила заключенных в страхе перед наступавшими войсками Южной Кореи и ООН.
В середине 1950-х годов на него донесли в полицию после того, как несколько преподавателей и студентов Методистского женского университета «Ыхва» вступили в его церковь. Он был арестован, состоялся суд, но он был признан невиновным. Его последнее тюремное заключение – 18-месячный срок в тюрьме штата Коннектикут, США, где он был осужден за неуплату налогов с церковных средств, которые хранились на счетах на его имя.
Мун очень мало спит – его последователи считают, что он спит всего около двух часов в сутки. Он выступает без бумажки и читает длинные проповеди, некоторые из которых могут длиться целый день. Мун мало считается с протоколом. Его помощники сообщили, что в 1991 г. они опасались за свою жизнь в ходе его единственного послевоенного визита в Северную Корею, когда он выступил в зале Верховной народной ассамблеи и заявил, что принятая в стране идеология «чучхе» – это пустой вздор и что Северная Корея должна вернуться к Богу. (Мун также выступил с речью, в которой призывал к национальному объединению и о которой сообщили тогдашнему лидеру Ким Ир Сену, который и попросил о встрече с ним. Тогда Ким одобрил некоторые инвестиции предприятий Церкви объединения).
Он также пережил ряд личных трагедий. Мун был женат три раза (хотя второй брак так никогда и не был официально зарегистрирован) и похоронил четверых из своих 16 детей.
Выживет ли Церковь объединения?
В ранние годы своей пастырской деятельности Мун, очевидно, верил, что христианские церкви воспримут его серьезно и откликнутся на его призыв к межконфессиональному единству. Но они этого не сделали.
Реальность оказалась более прозаичной, и для его движения начались трудные дни. В начале 1990-х Церковь объединения в Японии находилась под бременем долга, размер которого инсайдеры церкви оценивали примерно в $2 млрд. В то же время его сын и наследник, Мун Хё Джин, был уличен в наркотической зависимости и избиении жены.
В это время, в середине 1990-х годов, церковь все больше обращалась к вопросам потустороннего мира. Мун начал проводить символические массовые бракосочетания, используя имена миллионов людей по всему миру, которые сами того не ведая подписывали петиции (и пили «святое вино» или ели «святые конфеты»). За ними последовали массовые бракосочетания людей в духовном мире. В то же время женщина по имени Ким Хё Нам начала передавать послания от умершей тещи Муна и стала наиболее влиятельным членом церкви после собственной семьи Муна.
В 2009 г. Мун назначил своего самого младшего сына Хёнг Джина лидером церкви, что оттолкнуло одного из его старших братьев, Хён Джина, который на протяжении нескольких лет считался наследником. На момент написания этой статьи ссора между братьями, в которой задействованы значительные активы, остается неразрешенной и истощает силы этого ранее очень энергичного движения.
Это было бы ироничным итогом, если Мун, которому исполняется 92 года в следующем месяце и который начал свою деятельность с идеи создания идеального безгрешного мира, в последние годы своей жизни не сможет добиться примирения между собственными сыновьями.
Майкл Брин
«Корея Таймс» 14 декабря 2011 г.
Перевод: bfamily.ru
Категория: История, Религия, Северная Корея, Южная Корея