Эксперты: у России нет рычагов воздействия на Северную Корею
Голос Америки – «Москва считает себя игроком на Корейском полуострове, с которым следует считаться», – отметил старший научный сотрудник американского Совета по международным отношениям Пол Стэрс, отвечая на вопрос о возможностях Москвы повлиять на ход переходного процесса в КНДР после смерти северокорейского лидера Ким Чен Ира. В то же время, американские эксперты, опрошенные Русской службой «Голоса Америки», полагают, что наибольшим влиянием в Пхеньяне на сегодняшний день обладает Китай, в то время как у России нет рычагов воздействия на руководство Северной Кореи в переходный период.
«Сейчас все ждут реакции Пекина, который на 99 процентов определяет внешнюю политику Северной Кореи, – цитирует «Газета.ру» Николая Злобина, директора европейских и азиатских программ Центра обороной информации США. – Обо всем, что касается формирования будущей политической линии Северной Кореи, нужно беседовать не с корейцами, а с китайцами».
«Я не вижу никаких признаков того, что Россия способна повлиять на развитие политической ситуации в Северной Корее», – сказал корреспонденту «Голоса Америки» Стивен Блэнк, профессор Института стратегических исследований Военной академии Армии США.
«У России есть потенциальные экономические интересы в Северной Корее, и Москва внимательно следит за растущим влиянием Китая в Пхеньяне, – пояснил Пол Стэрс. – Россия и Северная Корея предприняли усилия по улучшению инфраструктуры, связывающей эти соседние страны. Также было достигнуто соглашение о прокладке газопровода из России в Южную Корею через КНДР. В последнее время связи между Россией и Северной Кореей заметно активизировались».
Российский президент Дмитрий Медведев в понедельник присоединился к лидерам Китая и Японии, выразив соболезнования в связи со смертью северокорейского лидера Ким Чен Ира. Как сообщает пресс-служба Кремля, телеграмму со словами соболезнования президент Медведев направил сыну и преемнику покойного лидера, Ким Чен Ыну.
Российский президент в понедельник также пообщался с президентом Южной Кореи Ли Мен Баком. Ранее в Южной Корее в связи со смертью северокорейского вождя была приведена в боевую готовность армия страны.
Москва – Пхеньян: экономические интересы и геополитика
Россия сохранила дружеские связи с КНДР после распада СССР, и глава МИД РФ Сергей Лавров выразил надежду, что смерть лидера КНДР не повлияет на отношения Москвы и Пхеньяна. В августе этого года Ким Чен Ир нанес официальный визит в РФ, во время которого «великий полководец» проехал на своем бронепоезде по Дальнему Востоку и Забайкалью и встретился с президентом Медведевым в Улан-Удэ.
Как сообщило в понедельник РИА Новости со ссылкой на пресс-службу компании «Российские железные дороги», РЖД «продолжает реализацию северокорейского проекта по реконструкции железнодорожного участка Хасан – Раджин». В октябре по модернизированной 54-километровой железнодорожной ветке с повышенной пропускной способностью, связавшей российскую станцию Хасан с северокорейским морским портом Раджин, прошел первый «демонстрационный поезд».
Этот проект, который Россия и КНДР рассматривают как пилотную часть реконструкции Транскорейской магистрали, предусматривает также строительство в порту Раджин грузового терминала и последующее использование этой инфраструктуры для организации транзитных перевозок с выходом на сеть российских железных дорог.
Еще более значительной может быть договоренность о строительстве газопровода изРоссии в Южную Корею через территорию КНДР. Как сообщала газета «Коммерсантъ» со ссылкой на высокопоставленного российского дипломата, эта инициатива получила политическую поддержку как в Пхеньяне, так и в Сеуле.
Предполагалось, что переговоры с Сеулом и Пхеньяном по этому вопросу пройдут до конца года, а весной будущего года должен был быть подписан контракт между «Газпромом» и южнокорейской Kogas по закупке Южной Кореей российского газа и строительству транзитного газопровода через территорию КНДР.
Эксперты указывают на политическую составляющую этого проекта. Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов охарактеризовал его, как «новый подход к решению ядерной проблемы». «Раньше все над Москвой смеялись из-за этой идеи, но она может оказаться вполне рабочей – у КНДР появится транзитный доход и заинтересованность в стабильности,– заявил он «Коммерсанту». – Все прежние подходы показали свою несостоятельность. Пятерка носилась вокруг КНДР и допрыгалась до появления у Пхеньяна ядерной бомбы. Может, у России выйдет лучше».
В то же время, Трой Стэнгароун, директор по связям с Конгрессом вашингтонского Института корейской экономики, считает, что проект газопровода рассчитан, прежде всего, на оживление экономических связей России и Южной Кореи. «Если посмотреть на этот проект с практической стороны, экономика Северной Кореи сегодня ничего не может предложить России, – сказал эксперт корреспонденту «Голоса Америки». – В отличие от Китая, Россия не заинтересована в эксплуатации полезных ископаемых на территории Северной Кореи. И, естественно, как рынок сбыта Северная Корея не может даже сравниться с Южной Кореей. Таким образом, речь идет о создании коридора через Северную Корею, который бы позволил России поставлять газ в Южную Корею и транспортировать южнокорейские товары в Россию».
«Именно эта динамика дает импульс проектам по сооружению газопровода и реконструкции Транскорейской магистрали, – продолжил эксперт. – Для обеспечения успеха этих проектов России нужна стабильность на Корейском полуострове».
По словам Ричарда Вайца, старшего научного сотрудника Хадсоновского института в Вашингтоне, использование КНДР в качестве транзитной страны для экспорта российских энергоресурсов и товаров в Южную Корею и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона может привести к «усилению российской интеграции в восточной части Азии» и «позволит России стать страной-транзитером южнокорейских товаров в Европу, которые сегодня перевозятся в основном длинным морским путем».
«Эти новые торговые маршруты не только помогут включить Россию в приносящие серьезную выгоду экономические процессы в восточной Азии, – написал Вайц в журнале World Politics Review. – Расширение экспортных возможностей также приведет к снижению зависимости России от китайского рынка».
Все проекты с участием Северной Кореи будут заморожены
Все политические и экономические проекты с участием Северной Кореи будут заморожены на неопределенное время после неожиданной смерти Ким Чен Ира, считает профессор Стивен Блэнк. Тем не менее, эксперт полагает, что у Китая, Соединенных Штатов и Южной Кореи больше реальных рычагов воздействия на Пхеньян, чем у России.
Профессор Блэнк констатировал, что ни Россия, ни США не хотят допустить наращивания ядерного потенциала Северной Кореи, однако, Москва и Вашингтон предлагают разные подходы для достижения этой цели. «США и Россия опасаются внутренней нестабильности в Северной Корее после смерти Ким Чен Ира, – продолжил эксперт Военной академии Армии США. – Конечно, никто не хочет дестабилизации страны, обладающей ядерным оружием. По сути, ядерное оружие для Северной Кореи является гарантией того, что иностранные державы будут заинтересованы в стабильности ее режима. Естественно, мы хотим, чтобы ядерное оружие оставалось под надежным контролем».
Для США приоритетом является ядерное разоружение КНДР (Вашингтон настаивает, что шестисторонние переговоры по ядерной проблеме КНДР могут возобновиться лишь при условии, что Пхеньян согласится пойти на этот шаг) – констатирует профессор Блэнк, указывая, что у России могут быть другие приоритеты. «Они (Россия – М. Г.) заинтересованы, прежде всего, в стабильности и готовы пойти на уступки Северной Корее» в рамках шестисторонних переговоров, – сказал эксперт.
По мнению профессора Блэнка, смерть Ким Чен Ира может внести существенные коррективы в позиции сторон. «Однако этого может и не произойти, – добавил он. – Сейчас невозможно что-либо предсказывать».
Категория: Новости, Политика, Россия, Северная Корея