Боевой путь 64-го ИАК ПВО СССР
К началу октября 1950г. обстановка на фронтах Корейской войны обострилась до предела: части южнокорейской армии и армейские части войск ООН, вышли к границе КНР. Части Корейской Народной Армии были частично разбиты, частично деморализованы и отступали к границе с Китаем. Обстановка для КНДР становилась катастрофической. В октябре месяце в срочном порядке в КНР был сформированы соединения «народных добровольцев», для отправки на войну в Корее.
Однако и Мао Цзэдун и Ким Ир Сен понимали, что при подавляющем господстве авиации противника в воздухе потери частей КНА и КНД будут огромными, а продвижение резервов и военных грузов для частей КНА и КНД будет просто невозможным в дневное время суток. Поэтому оба лидера одновременно обратились за экстренной помощью к Сталину, чтобы СССР помог им в защите с воздуха – требовались советские авиационные и зенитно-артеллерийские части для защиты неба Северо-Восточного Китая и территории КНДР, на которой шли ожесточённые бои.
Сталин в срочном порядке приказал готовить к отправке в КНР советские авиационные соединения, для оказания экстренной помощи в создании авиации КНР и КНДР, а также для участия наших авиационных частей в боевых действиях в небе КНДР.
Директивами от 20-го и 25-го октября предписывалось на базе 151-й ГИАД к 3-му ноября и на базе 303-й ИАД к 10-му ноября сформировать по две дивизии двухполкового состава по 30 МиГ-15. Их так же следовало по железной дороге отправить в район Мукдена. По документам все эти авиачасти и авиатехника предназначались для организации в Китае летных и летно-технических школ, что соответствует действительности, но 151-я и 303-я ИАД на МиГ-15, по-видимому, сразу же планировались для участия в боях в Корее. Характерно, что отдельные звенья 28-го и 72-го ГИАП 151-й ГИАД заступили в Корее на боевое дежурство и вступили в бой на два дня раньше срока – 1-го ноября.
Тогда же в ноябре 1950 года произошли и другие структурные изменения в авиационной группировки Советских ВВС в Китае: на базе 28-й , 151-й, а также недавно сформированной в Китае 50-й ИАД, в середине ноября был сформирован 64-й ИАК ПВО, в состав которого и вошли все три выше названных авиадивизии. В составе всех трёх авиадивизий насчитывалось в целом 844 офицера, 1153 сержанта и 1274 солдата – всего 3271 военнослужащий. Командующим новым отдельным авиакорпусом ПВО был назначен бывший командир 151-й ГИАД, ставший уже генерал-майором авиации Белов Иван Васильевич. Командование 151-й ГИАД принял полковник Сапожников А.Я.. Управление корпуса разместилось в г. Мукдене, а дивизии дислоцировались на аэродромах китайских городов Мукден, Аньшань, Ляоян и затем Аньдун.
Боевая задача перед частями авиакорпуса была поставлена следующая: прикрыть от ударов авиации противника и воздушной разведки ВВС США важнейшие политико-административные и экономические центры, промышленные объекты Северо-Восточного Китая и объекты тыла частей КНА и КНД, это: железнодорожные узлы, стратегические мосты через реку Ялуцзян, Супхун ГЭС в районе Сиодзио, аэродромы в районе Аньдуня и Синыйджу, сосредоточения войск и другие важные объекты в районе Мукден – Аньшань – Аньдун – Цзиань – Дунфын.
Глубина района боевых действий наших истребителей ограничивалась рубежом р. Ялуцзян и береговой чертой Корейского залива. С продвижением корейских и китайских войск на юг дополнительно была поставлена задача — прикрыть объекты и коммуникации Северной Кореи на глубину до 75 км.
Корпус, как правило, состоял из двух-трех ИАД, одного отдельного ночного ИАП, двух ЗенАД, одного зенитно-прожекторного полка, однако состав корпуса не был постоянным и периодически изменялся.
С начала военных действий в Корее до конца 1951 г. основной ударной силой американских ВВС днем была бомбардировочная авиация (самолеты Б-29 и Б-26), в связи с этим основные усилия корпуса были направлены на борьбу с ней, в дальнейшем главной ударной силой противника днем стала штурмовая авиация и соответственно против нее направлялись основные усилия истребителей корпуса.
Для того, чтобы прикрыть от бомбардировочных ударов объекты и коммуникации Северной Кореи нужно было вести борьбу не только с бомбардировщиками и штурмовиками, но и с истребителями противника, которые обеспечивали их действия.
Выполняя боевую задачу, части и соединения корпуса с ноября месяца 1950 года по январь месяц 1952 года произвели 19203 боевых самолетовылета…
За указанный период истребителями корпуса проведено днем 307 групповых воздушных боев, из них: парой — 19, эскадрильей — 112, полком — 84. дивизией — 50, корпусом — 42.
В воздушных боях участвовало 7986 экипажей, что составило 43% к общему количеству вылетавших экипажей. В результате проведенных боев было сбито 562 самолета противника: Б-29 – 48, Б-26 – 1, РБ-45 – 2, Ф-47 – 2, Ф-51 – 20, Ф-80 – 103, Ф-84 – 132, Ф-86 – 218, Ф-94 – 8, «Метеор» -25, Ф6Ф-5 – 3.
Ночью проведено 16 одиночных воздушных боев. Сбито 2 самолета Б-26 противника.
Всего за период с ноября месяца 1950 года, по январь месяц 1952 года в воздушных боях сбито 564 самолета противника. Свои потери за это же время составили летчиков — 34, самолетов — 71. Общее соотношение потерь составляло 7,9:1 в нашу пользу.
После ряда мероприятий, проведенных американским командованием по линии увеличения авиационной группировки, качественного улучшения и самолетов и изменения тактических приемов, воздушная обстановка на Корейском театре военных действий к началу 1952 года стала более сложной как днем, так и ночью.
За 1952 год истребителями корпуса произведено 868 групповых воздушных боев, в которых участвовало 9014 экипажей. В результате воздушных боев сбито 379 самолетов противника, из них:
Ф-51 – 8, Ф-80 – 13, Ф-84 – 41, Ф-86 – 315, «Метеор» -1, Ф4У-4 – 1.
Ночью проведено 32 одиночных воздушных боя, сбито 15 самолетов противника (11 Б-29, 3 Б-26, 1 Ф-94).
Всего сбито в воздушных боях днем и ночью в 1952 г. 394 самолета противника.
Свои потери составили: летчиков — 51 и 172 самолета. Общее соотношение потерь 2,2:1 в нашу пользу. Напряжение боевых действий по сравнению с 1951 г. значительно возросло, количество боевых самолетовылетов в 1952 г. увеличилось ежемесячно в среднем до 600 самолетовылетов.
Постоянно растущая активность боевых действий наших истребителей вынудила противника уже в конце 1952 года перевооружать часть своих авиационных групп с самолета Ф-84 на самолет Ф-86Ф-30.
Вместе с тем с началом 1953 года американское командование решило активизировать действия своей бомбардировочной авиации ночью по объектам и коммуникациям севернее рубежа Ансю, Канко и, таким образом как бы возместить действия днем ОВА в этих районах.
Истребителями корпуса в первой половине января месяца 1953 года ночными действиями были нанесены тяжелые потери бомбардировщикам противника. В воздушных боях было уничтожено 7 Б-29, вследствие чего противник со второй половины января и до заключения перемирия применял ночные действия бомбардировщиков в Северной Корее только с использованием сложных метеорологических условий. Боевые действия корпуса в 1953 г. в отличие от 1951 — 1952гг. велись в более сложных условиях воздушной и метеорологической обстановки.
В 1953 году днем проведено 508 групповых воздушных боев, в которых участвовало 3713 экипажей. Воздушные бои велись на всех высотах, начиная от малых и кончая практическим потолком самолета МиГ-15. В проведенных воздушных боях сбито 126 самолетов противника, из них: штурмовиков типа Ф-80, Ф-84 — 12, истребителей Ф-86 — 114.
Результаты воздушных боев показывают, что истребители корпуса в основном вели бои с истребителями противника и в очень редких случаях со штурмовиками, действия которых в прикрываемом корпусом районе носили эпизодический характер.
Ночью произведено 1373 боевых самолетовылетов, проведено 59 одиночных воздушных боев, сбито 13 самолетов противника, из них: 1 РБ-29, 6 Б-29, 1 Б-26, 2 Ф-84, 2 Ф-94 и 1 Ф3Д.
Всего днем и ночью за 7 месяцев 1953 года в воздушных боях уничтожено 139 самолетов противника. Свои потери составили: летчиков — 25, самолетов МиГ-15 бис — 76. Общее соотношение потерь за 1953 год 1,9:1 в нашу пользу.
Всего за время войны в Корее истребителями корпуса сбито 1097 самолетов противника. Свои потери составили: 110 летчиков и 319 самолетов. Общее соотношение потерь за время войны в Корее 3,4:1 в нашу пользу.
© 2009 Сейдов Игорь Атаевич
Категория: Документы, История, Корейская война, Образование, Политика, Религия, Россия, Северная Корея