Российская «Победа» в КНДР

| 22 октября 2014 | Комментариев нет

minvostokrazvitia.ru – Минвостокразвития запустило масштабный проект «Победа» по реконструкции железных дорог в Северной Корее. Объем инвестиций оценивается в 25 млрд долларов, которые КНДР заплатит за модернизацию в течение нескольких лет. Эти деньги она получит от продажи редкоземельных металлов и угля, добывать которые будут российские компании. Этот проект Россия заполучила в жесткой конкурентной борьбе с другими странами

Глава Минвостокразвития Александр Галушка и генеральный директор НПО «Мостовик» Олег Шишов во вторник многих удивили своей «Победой» в Северной Корее. О подготовке этого проекта мало кому было известно, а названный объем инвестиций в 25 млрд долларов поначалу все приняли за опечатку. Тем не менее, информация подтвердилась.

Модернизация железных дорог Северной Кореи – «достойное продолжение положительных тенденций в российско-корейском взаимодействии, позволяющих решать многие проблемы, которые препятствовали развитию двусторонних торгово-экономических отношений», – заявил Александр Галушка в Пхеньяне на церемонии запуска проекта «Победа». Именно он и назвал здесь стоимость проекта в 25 млрд долларов.

«Это значимый инвестиционный проект для любой страны мира», – цитирует ТАСС Галушку.

По его словам, в обмен на модернизацию железной дороги российские компании получат доступ к природным ресурсам КНДР. Как пояснил «Эксперт Online» по телефону генеральный директор НПО «Мостовик» Олег Шишов, речь идет о том, что российские компании будут разрабатывать месторождения Северной Кореи, продавать их, а правительство КНДР вырученные средства будет инвестировать в модернизацию железных дорог.

«Принцип простой: утром деньги, вечером стулья. Мы не кредитуем КНДР, просчитали все возможные риски и очень серьезно к ним относимся», – говорит Олег Шишов (подробнее в интервью с ним см. ниже).
По словам Александра Галушки, проект «Победа» – это «реальное движение к достижению двусторонней договоренности об увеличении объема торговли между Россией и КНДР до 1 млрд долларов в ближайшее время». Кроме того, стороны договорились перейти на взаимные расчеты в рублях.

Высший руководитель партии и народа КНДР Ким Чен Ын «уделяет большое внимание развитию отношений дружбы и сотрудничества с Россией, продолжая традицию, заложенную генералиссимусами Ким Ир Сеном и Ким Чен Иром», – заявил министр внешнеэкономических связей КНДР Ли Рен Нам. Он выразил уверенность, что «проект “Победа” станет очередным прекрасным образцом двустороннего сотрудничества».

Учитывая специфику мирового отношения к Северной Корее, договоренность российской делегации не может восприниматься вне рамок внешней политики. Но эксперты считают, что данная договоренность лишена политического подтекста: «Здесь сугубо экономика, никто не стал бы сейчас, в условиях санкции и кризиса на Украние, просто так играть бы на нервах США и Европы», – пояснил «Эксперт Online» Максим Братерский, заведующий кафедры мировой политики НИУ ВШЭ.

По словам Олега Шишова, Россия выиграла этот проект в жесткой конкуренции с Китаем, Великобританией, Францией, которые тоже давно стремятся добывать здесь редкоземельные металлы. Не исключено, что речь пойдет и об уране, поставки которого России недавно прекратила Австралия ввиду санкций. Однако, какие российские компании будут участвовать в разработке месторождений в КНДР, пока не раскрывается.

Экспорт цветных металлов для Северной Кореи – основной источник валютной выручки (медь, цинк, свинец, никель, фольфрам, молибден и другие). Их запасы здесь оцениваются в несколько миллионов тон2. Пока мировое лидерство по добыче цветных1 металлов принадлежит Китаю, который их не экспортирует (используются в микроэлектронике). Но его запасы ежегодно снижаются, ввиду чего Китай наряду с другими странами давно вел переговоры с КНДР о совместной добыче редкоземельных металлов.

«Мы же смогли предложить уникальные технологии и условия по модернизации железных дорог, благодаря чему и победили», – говорит Олег Шишов.

По его словам, вместе с правительством КНДР и НПО «Мостовик» разработало план реконструкции железных дорог общей протяженностью 3,5 тыс. км.

«Мы планируем построить современную железную дорогу с высокой пропускной способностью и соответствующую самому высокому уровню безопасности в мире», – говорит Шишов. – Предстоит не только реконструировать существующие сети железных дорог, но и построить новые участки – в частности, в обход Пхеньяна с юга и с севера для перевозки грузов».

В рамках проекта «Мостовик» создаст совместное предприятие с корейской стороной. Всю сеть реконструированных железных дорог разделили на 10 участков и уже приступили к сбору необходимых данных и проектированию первого участка – узловой станции Пхеньян Восточный.

Корейский проект поможет «Мостовику» отчасти выправить сложную финансовую ситуацию. Как известно, с компанией не до конца рассчитался ГК «Олимпстрой» за строительство многих олимпийских объектов в Сочи. В итоге сейчас Сбербанк, Альфа банк, Газпром банк требуют от омского предприятия (один из крупнейших налогоплательщиков региона) в совокупности около 26 млрд рублей. Сам Олег Шишов ранее назвал эти требования попыткой недружественного поглощения и подал в суд на самобанкротство, чтобы защититься, по его словам, от рейдерского захвата.

Некоторые подробности своего корейского проекта Олег Шишов рассказал по телефону «Эксперт Online».

Олег Шишов, генеральный директор НПО «Мостовик»: «Россия получила проект «Победа» в жесткой конкуренции с другими странами»

Олег Владимирович, многих попросту шокировала цифра в 25 млрд долларов инвестиций в Северную Корею. Все, кого мы опросили, посчитали, что это опечатка….
– Это действительно 25 млрд долларов – объем средств, которые Северная Корея инвестирует в модернизацию железных дорог, которые либо устарели, либо разрушены. У них много раньше строила Япония, поэтому в принципе сеть железных дорог очень развита, но частично нуждается в замене. В этом проекте есть немало деталей, которые не следует озвучивать по причинам внутренней и внешней политики. Но в общем могу сказать, что экономика Северной Кореи обладает большим потенциалом, а чтобы его раскрыть, им и требуется модернизация железнодорожной инфраструктуры.

– О каких ресурсах идет речь, что есть у них, чего нет на том же нашем Дальнем Востоке?
– Это, во-первых, природные ресурсы, редкоземельные металлы, которые как известно Китай не продает никому. А здесь большой кладезь этих металлов, о чем Корея долгое время никому не заявляла. Но уже больше года за возможность добывать эти металлы шла большая конкуренция между компаниями Китая, Англии, Франции, Во-вторых, там есть уникальное месторождение каменного угля, но чтобы его вывозить, нужны железные дороги, на тачке же не повезешь. Там есть и стратегически важные для России ресурсы.

– Насколько мне известно, речь идет об уране, в котором нам из-за санкций отказала Австралия.
– Не могу уточнить.

– Можете раскрыть технические подробности проекта?
– Речь идет о модернизации 3,5 тысяч километров железных дорог, мы с министерством железных дорог Кореи уже определили несколько этапов строительства. Технологии будут наши, а рабочие – корейские. От нас, конечно, будут инструкторы, мы будем обучать, но главное условие корейской стороны – это занятость их граждан. Проектирование наше, оборудование в основном тоже. Надо сказать, что проект технологически очень сложный, поскольку в Северной Корее местность горная и пересеченная, что предполагает строительство множества тоннелей, мостов, переходов.

– И все таки проясните схему финансирования: кто вложит 25 млрд долларов?
– Схема простая: Корея продает нашим компаниям природные ресурсы и эти средства вкладывает в модернизацию. То есть наши компании добывают, продают, расплачиваются с КНДР, которая уже рассчитывается с нами. Принцип такой: утром деньги, вечером стулья, поэтому ни о каком кредитовании со стороны России пока речи не идет. В целом же для Кореи это самый глобальны проект наверное за последнюю сотню лет. Он предполагает строительство многих смежных производств как то цементные заводы и прочие.

– В последнее время «Мостовик» переживает не лучшие времена – банкротство после олимпийских строек, возбуждение уголовных дел – поможет ли этот проект выровнять финансовую ситуацию?
– Поможет и не только этот проект. Если бы у нас за душой ничего не было, нас бы не выбрали наверное в подрядчики. У нас есть много зарубежных проектов в валюте, которые на фоне девальвации помогают выровнять ситуацию и поверьте, несмотря на все обвинения в мой адрес, с нами много кто еще хочет работать. Здесь же мы действительно предложили очень интересные условия на уровне технологий, переговоры шли больше года. При этом мы сделали это далеко не в ущерб себе. После некоторых проектов мы очень осторожны и скрупулезно оцениваем все риски, которых здесь, кстати, немало.

Александр Лабыкин «Expert Online» 22 окт 2014

relsi_6

relsi_3

relsi_5

relsi_8

relsi_9

2014-10-22-03-03

Категория: Видео, Новости, Россия, Северная Корея, Экономика

Добавить комментарий